WiMAX vs UMTS: послесловие (продолжение статьи: "3G… 4G… Кто больше?")
WiMAX vs UMTS: послесловие
Добавлю ещё немного к рассуждениям о классификации технологий подвижной радиосвязи. Глубокоуважаемый френд обратил моё внимание на то, что помимо отсутствия в стандарте WiMax протоколов высокого уровня поддержки голосового трафика ( кроме QoS), также не решён вопрос стандартизованного физического хранения identity абонента. Это означает мегапроблемы, связанные с отсутствием ясности как конкретному оператору конкретной сети конкретно реализовывать процедуры идентификации и аутентификации абонентов. А производителям оборудования - обеспечить поддержку всех возможных вариантов реализации.
В частности это делает маловероятным выполнение давнего обещания Интел встроить поддержку WiMAXв каждый ноутбук. Всё вместе взятое, замечает коллега, это сводит WiMax к удобной технологии MAN, но уж никак не к конкуренту 3G/LTE. Не то что роуминг в зарубежных сетях, даже внутри страны о беспроблемном подключении к разным WimAX-сетям лучше не мечтать. Просто потому, что невелика вероятность совместимости механизмов аутентификации в разных сетях.
Также дорогой френд не согласен с мнением относительно адекватности маркетинговых подходов, озвученных УНТ. Тарифы - это не только способ привлечения абонентов и генерации денежного потока, это еще и инструмент регулирования нагрузки на сеть и ее структуры во времени и в пространстве. Безлимитный тариф такой возможности не дает, что в условиях ограниченного ресурса беспроводной сети и непредсказуемой мобильности абонента - очень рискованный шаг. Пример Йоты это наглядно показывает - нагрузка сети неравномерна и вызывает существенное падение качества на загруженных БС. Отсюда - падение репутации, нагрузка на саппорт, отток.
Кстати, насчёт Йоты. Я уже упоминал, что отсутствие в стандарте описания вопросов, связанных с поддержкой многообразных задач реального бизнеса по предоставлению сетевых услуг среди прочего означает перманентную проблему с биллингом. Так вот, френды подтверждают наличие серьёзных проблем с учётом пользования и тарификацией услуг как в Йоте, так и в УНТ (его сети "фиксированного" WiMAX). А это, скажу я вам очень серьёзно. Любые претензии на массовый рынок безосновательны, если у абонентов нет душевного спокойствия в части правильности расчётов. Если биллинг то работает, то не работает.
Та же Йота, насколько я понимаю, потратила около полугода, чтобы допилить биллинг. А всё потому, что нет стандартизованных, серийных решений. А это значит, что либо дорого, либо коряво. Или и то, и другое вместе.
Наконец, закончу с вопросом почему WiMAX не сможет повторить судьбу UMTS. В смысле вяло стартовать и потихоньку-полегоньку дорасти до рыночных кондиций.
Фактор №1. Как мы уже выяснили, UMTS и его расширения (HSDPA, HSUPA, HSDPA+) приспособлены (собственно, разработаны) для бизнеса мобильной связи. Мобильной телефонной связи, если точнее. А что это за бизнес, полагаю, напоминать не надо. EBITDA под 50%, маржа чистой прибыли 15-20-30%, cash flow, способные затопить средних размеров город. Услуга мобильной телефонии обеспечивает этим бизнесам отменное здоровье даже в нынешние времена. Экономику операторов мобильной связи в целом можно характеризовать как устойчивую и располагающую значительным запасом прочности.
Фактор №2 За редким исключением элементы третьего поколения внедряются на уже существующих сетях, которые вполне справляются с обеспечением бизнеса оператора. Это даёт ему возможность не спешить, искать и пробовать.
Учитывая то, что услуги на основе передачи данных не являются для операторов критичными во-первых и что технологии второго поколения худо-бедно обеспечивают приемлемый для абонентов опыт во-вторых, операторы могут себе позволить консервативную стратегию развёртывания технологий третьего поколения. В частности, UMTS.
Вот так и получилось, что операторы могли себе позволить не торопиться, спокойно поэкспериментировать и дождаться, пока технология достигла нужных кондиций.
При этом стоит заметить, что радионтерфейсы, ассоциированные с UMTS, поддерживают и основную услугу - телефонию. Обеспечивая, в том числе, увеличение ёмкости сети. То есть инвестиции в третье поколение по любому себя окупят. Потому что голос. Также стоит ещё раз подчеркнуть, что третье поколение мобильной связи это не только высокопроизводительные радиоинтерфейсы. Это и весьма существенные изменения в архитектуре сети в целом. Которые полезны для операторского бизнеса сами по себе и потихоньку внедряются и будут внедряться независимо от получения новых частот.
А вот в случае с WiMAX речь может идти, за редким-редким исключением, о провайдере доступа в Интернет. Которому приходится играть на куда более конкурентном рынке, где маржа чистой прибыли в 10% это предел мечтаний. Это не массовый по-настоящему рынок и не уже существующий бизнес, обеспечивающий запас прочности для технологических экспериментов.
Развёртывание сколь-нибудь масштабной сети на основе WiMAX это прыжок в воду, это стресс, это игра в рулетку. Или в очко. Пан или пропал.
Провайдеру беспроводного доступа нужно сразу же обеспечить приличное покрытие, плюс дать возможность познакомиться с услугой как можно более широкому кругу потенциальных клиентов, плюс ломать голову как обеспечить доступность абонентских устройств.
Это совсем иная ситуация.
А операторам мобильной связи, повторюсь, WiMAX не нужен. С ним слишком много хлопот во-первых и у них есть вполне разумная и зрелая альтернатива во-вторых. Где то так.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «WiMAX vs UMTS: послесловие (продолжение статьи: "3G… 4G… Кто больше?")» з дисципліни «Мобільний інтернет та телекомунікації»