При нециклических процессах оборудование обслуживается по мере его остановки, без соблюдения одного и того же порядка обхода станков. Такое обслуживание характерно для многостаночников в тех случаях, когда величины свободного времени и времени занятости имеют существенные колебания. При этом соблюдение определенного маршрута обслуживания неэффективно, так как может вызвать значительные простои оборудования и рабочих. Если величины /с и t3 имеют значительные колебания, расчет норм обслуживания и численности должен осуществляться с учетом вероятностных закономерностей, что определяет необходимость использования специального математического аппарата — теории массового обслуживания. После определения характеристик системы обслуживания оборудования (входящего потока, длительности, дисциплин, доступности обслуживания, матрицы передач) методами теории массового обслуживания или в результате имитации работы системы на компьютере, можно установить оптимальное соотношение между численностью рабочих и количеством станков. Наиболее просто эта задача решается для обслуживания станков-автоматов рабочими, совмещающими функции операторов и наладчиков. Для этих систем имеются формулы, по которым можно рассчитать все характеристики, необходимые для выбора оптимальных норм обслуживания и численности. Состав этих характеристик определяется установленными ранее ограничениями и критериями оптимальности. Расчет оптимальных норм обслуживания и численности по формулам теории массового обслуживания весьма трудоемок и практически неосуществим в условиях большинства предприя тий. В связи с этим предложены различные варианты таблиц и номограмм. Для практических расчетов автором разработаны таблицы, фрагменты которых представлены в табл. 5.9.2.1 и 5.9.2.2. В этих таблицах указаны оптимальные нормы обслуживания — Н0 и соответствующие им коэффициенты занятости рабочих основными функциями (т. е. непосредственным обслуживанием станков) — К0 — для одного рабочего (табл. 5.9.2.1) и для звена из двух рабочих (табл. 5.9.2.2). Аналогичные таблицы рассчитаны для групп из 3, 4 и 5 рабочих. Нормы обслуживания устанавливаются по табл. 5.9.2.1 и 5.9.2.2 в зависимости от двух коэффициентов Кан и К{. Первый из них, как уже отмечалось, определяет необходимый для выполнения производственной программы уровень использования оборудования по машинному времени; второй определяется по формуле: K*=7JTc' (5.9.2.1) з с где t3 — время занятости одного рабочего при однократном обслуживании станка (агрегата); /с — свободное машинное время (время действия станка без участия рабочих). Данные, приведенные в табл. 5.9.2.1 и 5.9.2.2, позволяют установить такую численность рабочих, при которой обеспечивается необходимый для выполнения плана уровень использования оборудования и при этом занятость рабочих основными функциями не превышает допустимой (т. е. остается необходимое время на отдых, личные надобности и на выполнение дополнительных функций). В условиях действующего производства нормы, приведенные в таблицах, соответствуют минимуму суммарных затрат на заданный объем продукции. С помощью этих таблиц при проектировании производства может быть установлено оптимальное соотношение между количеством станков (агрегатов) и численностью рабочих. Нормы обслуживания и коэффициенты занятости основными функциями для одного рабочего (фрагмент) Нормы обслуживания и коэффициенты занятости основными функциями для звена из двух рабочих (фрагмент) На основе сравнения норм обслуживания, приведенных в табл. 5.9.2.1 и 5.9.2.2, непосредственно устанавливается рост производительности труда при переходе от индивидуального обслуживания оборудования к коллективному. Так, например, если ЛГ, =0,16 и для выполнения производственной программы необходимо, чтобы загрузка каждого станка была не менее Кан = 0,66, то по табл. 5.9.2.1 находим: Н0 = 6, KQ = 0,78. Для звена из двух рабочих при тех же значениях К{ = 0,16 и Кт = = 0,66, норма обслуживания по табл. 5.9.2.2 составит Н0 = 14 станков, а средний коэффициент занятости рабочих возрастет до Ка = 0,91. Таблица 5.9.2.1
Рост производительности труда при переходе от индивидуального обслуживания станков к коллективному определяется по формуле: П = Н°к~Н°"~НМ00, (5.9.2.2) Нои Нч где Нок и Нои — соответственно коллективная и индивидуальная нормы обслуживания. В нашем примере для Кх = 0,16 и ЛГан = 0,66 имеем: П = 14~6 2 100 = 16,6%. 6-2 Следует отметить, что фактический рост производительности труда будет несколько меньше из-за ряда организационных факторов (в частности, из-за увеличения времени на переходы между станками). Как видно из рассмотренного примера, при коллективном обслуживании увеличивается средняя занятость рабочих основными функциями (KQ = 0,78 при индивидуальном обслуживании и АГ0 = 0,91 при обслуживании звеном из двух рабочих). Эффективность коллективного обслуживания существенно зависит от значений К{ и Кан.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Нециклические процессы» з дисципліни «Організація, нормування та оплата праці на промислових підприємствах»