Два полюса выражения стоимости: относительная форма стоимости, или спрос, эквивалентная форма, или величина спроса
Для выражения стоимости одного товара необходимо общественное отношение двух товаров. Один полюс выражения стоимости – стоимость товара, находящегося в относительной форме; другой полюс – товар-эквивалент, его потребительная стоимость. Относительная форма стоимости и эквивалентная форма – это взаимно обусловливающие, нераздельные моменты, но в то же время друг друга исключающие или противоположные крайности, т. е. полюсы одного и того же выражения стоимости. Они всегда распределяются между различными товарами, которые выражением стоимости ставятся в отношение друг к другу. Из качественного различия относительной и эквивалентной форм следует количественное различие и количественная определенность. Стоимость определенной величины (х ч ОНРВ) относительно измеряется идеальным количеством потребительной стоимости (ед. товара) той же стоимости. Так, в формуле относительной стоимости денежного товара определенная стоимость денежной массы СДМ (ч ОНРВ) выражается в определенном идеальном количестве ПСA, (ед. товара A). При неизменной производительной силе общественного труда увеличение СДМ ведет к увеличению ПСA, и наоборот. Типичное неоклассическое описание спроса как желания, подкрепленного покупательной способностью, показывает, что спрос, с точки зрения качества, – название стоимости товара, находящегося в относительной форме. Стоимость этого товара и есть покупательная способность, а желание означает измерение стоимости в идеальном количестве товара . Стоимость – реально существующая, но ненаблюдаемая категория, «призрачная реальность» (unsubstantial reality, réalité fantomatique). Ее можно описать только иносказательно, например, покупательная способность, платежеспособность, доход, бюджет и т. п. В данном случае спрос (demand) с точки зрения качества – название стоимости денежной массы (СДМ). Величина спроса (quantity demanded) с точки зрения качества, т. е. безотносительно к количеству, – название потребительной стоимости товара-эквивалента, в данном случае ПСA. Спрос и величина спроса, с точки зрения количества, – производные от качественных определений, будут подробнее рассмотрены ниже. Спрос, с точки зрения количества, – определенная величина стоимости товара, находящегося в относительной форме. Величина спроса, с точки зрения количества, – количество товара-эквивалента, или количество потребительной стоимости товара-эквивалента, ПСA .
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Два полюса выражения стоимости: относительная форма стоимости, или спрос, эквивалентная форма, или величина спроса» з дисципліни «Теорія суспільного багатства. Підстави Мікро- та макроекономіки»