Определение эффекта дохода и замещения на уровне двух факторов товара
Прирост потребительной стоимости, или блага, в микроэкономике называется ростом благосостояния. Если рассматривать рост благосостояния с позиций двухфакторной модели товара, то выясняется, что общий прирост потребительной стоимости может скрывать два разнокачественных процесса: прирост при неизменном уровне производительной силы общественного труда за счет роста стоимости товарной массы и прирост в результате повышения производительной силы общественного труда при неизменной стоимости товарной массы. Оба прироста – проявление двойственного характера труда и двухфакторности товара. Если рассматривать рост благосостояния безотносительно к природе общественного богатства – стоимости, то он предстает как однородный процесс: первое дополнительное благо ничем не отличается от второго, третьего и т. п. Обнаружение неоднородности прироста благосостояния и выделение в нем двух качественно различных составляющих описательным методом – сложнейшая и почти неразрешимая задача. Тем не менее в результате открытия Слуцкого, Хикса, Аллена и колоссальных интеллектуальных усилий экономистов эта задача была решена. Разработка эффекта дохода и эффекта замещения – одно из самых значительных достижений микроэкономики в XX в. . Анализ вербального и графического описаний «ценовых эффектов» приводит к выводу о том, что: 1) эффект дохода – название прироста потребительной стоимости товаров–предметов потребления при неизменном уровне производительной силы общественного труда и, соответственно, неизменной стоимости единицы товара за счет роста стоимости товарной массы (первая комбинация факторов товара); 2) эффект замещения – название прироста потребительной стоимости товаров–предметов потребления при неизменной стоимости товарной массы за счет роста производительной силы общественного труда и, соответственно, сокращения стоимости единицы товара (вторая комбинация факторов товара). Эффект дохода и замещения – частный случай первой и второй комбинации факторов товара, применимых ко всем товарам, а не только к потребительским.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Определение эффекта дохода и замещения на уровне двух факторов товара» з дисципліни «Теорія суспільного багатства. Підстави Мікро- та макроекономіки»