Производственная программа: сущность, измерители и показатели
Устойчивое финансовое состояние предприятия, работающего в рыноч ной экономике, может быть обеспечено при условии постоянного совершен ствования и развития производства с целью выпуска продукции в соответствии с меняющимся потребительским спросом. Важнейшим разделом плана развития предприятия является произ водственная программа (план производства и реализации продукции). Производственная программа – это плановый объем производства и реа лизации продукции, которая по номенклатуре, ассортименту и качеству соот ветствует требованиям потребителей. Предприятие формирует производственную программу на основе госу дарственного заказа, заказов потребителей и выявленного на основе маркетин говых исследований потребительского спроса. Государственный заказ доводится предприятиям, производящим продук цию, имеющую важное народно-хозяйственное значение (применяется во всех странах с развитой рыночной экономикой). Их размещение производится на конкурсной основе (проведение тендера). Производственная программа состоит из трех разделов: - план реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении; - план производства продукции в натуральном выражении; - план производства продукции в стоимостном выражении. Производственная программа на предприятии разрабатывается в следую щей последовательности: 1. Определяются номенклатура и ассортимент продукции, включен ной в план, объем ее реализации в натуральном выражении соглас но заключенным договорам. Номенклатура – это укрупненный перечень продукции, выпускаемой предприятием. Ассортимент характеризует состав продукции по видам, типам, сортам и др. признакам. Например, номенклатура НПО «Интеграл» - это микро схемы, резисторы, конденсаторы, диоды, которые в свою очередь подразделя ются по параметрам. 2. Определяется объем производства каждого вида продукции в нату ральном выражении с календарным распределением внутри плано вого периода на основе объема реализации и планируемой величи ны остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода. 3. Обосновывается объем производства по отдельным видам продук ции расчетами производственной мощности по ведущим подразде лениям. 4. Рассчитываются стоимостные показатели производственной про грамме на основе объема реализации и производства продукции в натуральном выражении. 5. Составляется график отгрузки продукции в соответствии со срока ми, указанными в договорах. 6. Планируется производственная программа по основным цехам предприятия. При планировании объема производства и реализации важно учитывать возможные сезонные колебания спроса на продукцию, обеспеченность произ водственными мощностями, трудовыми и материально-техническими ресурса ми. Производственная программа может быть представлена в натуральных, трудовых и стоимостных единицах измерения. Натуральные измерители (штуки, метры погонные, квадратные, кубиче ские, литры, тонны), а также условно-натуральные показатели (мыло 40-% жир ности, млн. штук условного кирпича) используются для определения потребно сти предприятия в рабочей силе, сырье, топливе, электроэнергии, оборудова нии, производственных площадях. 65Трудовые измерители выражают объем производства в нормо-часах, че ловеко-днях, станко-часах и в сочетании с натуральными показателями исполь зуются для определения производительности труда, размера заработной платы, норм выработки, для оценки объема производства и реализации определенного вида продукции. Стоимостные измерители позволяют определить общий объем и структу ру производства, доходы и прибыль. В плане производства и реализации продукции в стоимостном выражении планируются такие важные показатели производственной программы как реа лизованная продукция и товарная (произведенная) продукция. Реализованная продукция (выручка от реализации) – стоимость готовой продукции, которая должна быть реализована потребителям в плановом перио де. Она определяется по формуле m 1 i отпi Ц рi N РП , где рi N - количество реализованной продукции i-го вида, нат. ед.; отпi Ц - отпускная цена единицы продукции i-го вида, ден. ед./нат. ед. Продукция предприятия считается реализованной в случае: - получения денег на расчетный счет предприятия; - оформления документов по отгрузке продукции покупателю. Товарная продукция представляет собой стоимость всех видов готовой продукции, работ промышленного характера и услуг, выполненных по заказу со стороны, полуфабрикатов, деталей и узлов, подлежащих реализации на сто рону и может быть представлена следующей формулой , k 1 i уi Ц уi N n 1 i пфi Ц пфi N m 1 i предi Ц гпi N ТП где k,n,m - номенклатура продукции, полуфабрикатов и услуг предприятия; уi N , пфi N , гпi N – объем продукции, полуфабрикатов и услуг, нат. ед.; Товарная продукция исчисляется в действующих ценах предприятия, а также в неизменных (сопоставимых) ценах. Первая оценка позволяет опреде лить плановую сумму дохода и прибыли, рассчитать средние издержки на один рубль товарной продукции, а вторая – темпы роста производства и изменение ее структуры. Товарная продукция определяется на основе плана реализации по форму ле , кг О нг О РП ТП ГП ГП 66где ГП нг О - остаток готовой продукции на начало года, ден. ед.; ГП кг О – остаток готовой продукции на конец года, ден. ед. Реализованная продукция отличается от товарной не величину остатков го товой продукции на складе (нереализованная продукция). В состав остатков нереализованной продукции на начало года входят: 1. Готовая продукция на складе, в том числе отгруженные товары, до кументы по которым не переданы в банк; 2. Отгруженная продукция, срок оплаты по которой не наступил; 3. Отгруженная продукция, не оплаченная в срок покупателем; 4. Продукция на ответственном хранении у покупателя. На конец года остатки нереализованной продукции принимаются в расчет только по готовой продукции на складе и отгруженной продукции, срок оплаты которой не наступил. Остатки готовой продукции на начало года оцениваются в действующих ценах периода, предшествующего плановому периоду; на конец год – в действующих ценах планового периода.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Производственная программа: сущность, измерители и показатели» з дисципліни «Економіка підприємства радіоелектронної промисловості»