До последнего времени предприятие использовало позаказ-ную систему учета затрат на продукт. Затраты на каждый про-дукт складывались как сумма фактических прямых затрат и производственных НР, распределенных по плановой ставке, ос-нованной на часах ручного труда. Основные исходные данные представлены в таблицах 3.1; 3.2.
Таблица 3.1 - Основные характеристики производства
Показатели Модель 1 Модель 2 Модель 3 Производство:в штукахв продуктовых потоках 10,0001 поток по 10,000 шт. 20,0004 потока по 5,000 шт. 4,00010 потоков по 400 шт. Прямые материалы (па-нели и компоненты), д.е. 50 90 20 Прямой труд ( не вкл. время на подготовку), час./панель 3 4 2 Время на подготовку, час./поток 10 10 10 Норма машинного вре-мени, час./панель 1 1,25 2
Прямые трудозатраты и время на подготовительные работы оплачиваются по ставке 20 д.е. за час.
Таблица 3.2 - Состав затрат на продукт в традиционной систе-ме, д.е.
Показатели Модель 1 Модель 2 Модель 3 Прямые материалы (па- нели и компоненты) 50 90 20 Прямой труд ( не вкл. вре-мя на подготовку), час./панель 60(3час* 20) 80(4ч*20) 40(2час* 20) НР распределенные 99(3час*33) 132(4ч*33) 66(2час* 33) Итого затрат на единицу продукции 209 302 126
Распределение НР проводится по плановой ставке. Расчет ставки:
Таблица 3.3 - Расчет ставки распределения НР
Плановые НР по предприятию 3,894,000 Плановые часы прямого труда:модель 1: 10,000 шт.* 3 час. 30,000 модель 2: 20,000 шт. *4 час. 80,000 модель 3: 4,000 шт.*2 час. 8,000 Всего часов прямого труда по плану 118,000 Плановая ставка распределения НР3,894,000/118,000 33 за час
Ценовая политика предприятия строится на установлении целевой цены в размере 125% к затратам на продукт. Целевые и фактические цены по каждой модели в сравнении с затратами приводятся в таблице 3.4.
Таблица 3.4 - Сопоставление затрат, целевых и фактических цен по каждой модели Показатели Модель 1 Модель 2 Модель 3 Затраты на единицу продукции в традиционной системе учета 209,00 302,00 126,00 Целевая цена (125% к затратам) 261,20 377,50 157,50 Фактическая цена реализации 261,25 328,00 250,00
Модель 1 реализуется по своей целевой цене – 261,25 д.е. Однако, ценовая конкуренция вынуждает предприятие занижать цену модели 2 с 377,50 д.е. до 328,00 д.е. Даже по этой занижен-ной цене предприятию трудно найти заказчиков на следующий плановый период. Низкая прибыльность модели 2 частично пе-рекрывается высокой прибыльностью модели 3, для которой цена не является определяющим фактором. Повышение цены со 157,50 д.е. до 250,00 д.е. не отразилось на портфеле заказов, так как серьезных конкурентов в этой нише нет. Тем не менее, про-блемы со стоимостью и ценой модели 2 не решены.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Традиционная система учета затрат» з дисципліни «Управлінський облік»