В развитии персонала ключевую роль играет его обучение. Особенности и значение аудита управления обучением определяется тем, что в XXI веке основным фактором повышения эффективности производства и конкурентоспособности организаций становится человеческий капитал. Передовые компании, такие как IBM, "Ксерокс", "Техас Инструменте", "Моторола" выделяют на обучение до 5%, а по отдельным категориям персонала - до 10% ФЗП. В России же по данным Росстата на цели обучения персонала организации направляют в 1998-2005 годах около 0,4% от ФЗП или 0,3% от общих затрат работодателя на персонал. Обучение персонала - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс получения и развития знаний, умений и навыков, отвечающих перспективным и текущим потребностям организации. Существует три вида обучения. Подготовка персонала - планомерно организованная подготовка квалифицированных специалистов, овладевающих совокупностью специальных знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям рабочего места Повышение квалификации персонала - обучение кадров с целью повышения уровня знаний, умений и навыков в соответствии с возрастающими требованиями к профессии или повышением в должности. Переподготовка персонала - освоение персоналом новых знаний, умений и навыков, необходимых для работы по новой профессии или в связи с изменившимся содержанием труда на рабочем месте. Обучение и повышение квалификации кадров направлено на решение как экономической задачи, так и социальной. Систему обучения считают экономически эффективной в том случае, если работники обеспечат прирост добавленной стоимости в более высоком размере, чем произведенные затраты на обучение. Обучение может быть признано эффективным и в том случае, если работник по его результатам обеспечивает качественное и своевременное выполнение поставленных перед ним задач. Социальный эффект выражается в том, что повышение уровня профессиональной подготовки усиливает гарантии работнику в сохранении рабочего места и создает предпосылки для продвижения по служебной лестнице, поддержании его конкурентоспособности и возможности трудоустройства в случае кризисной ситуации в организации, развивает способности и создает условия для более полной реализации творческого потенциала. Потребности организации в обучении персонала определяются следующими факторами: устаревание знаний, имеющихся у персонала; изменения в технике и технологии, используемых в организации; изменения во внешней среде; освоение новых видов продукции; необходимость в условиях высокой конкуренции производить продукцию более высокого качества; изменения в стратегических и текущих целях и соответственно изменения в кадровой политике. Цель аудита управления обучением персонала - оценка социальной и экономической эффективности мероприятий, обеспечивающих овладение работниками знаниями, умениями и навыками, необходимыми для повышения конкурентоспособности предприятия и персонала. Задачи аудита управления обучением персонала заключаются в том, чтобы оценить: соответствие уровня профессиональной подготовки персонала требованиям рабочих мест и стратегии развития организации; социальную направленность программ обучения и развития карьеры персонала; экономическую эффективность программ обучения персонала. Ответ на вопрос о степени соответствия уровня профессиональной подготовки требованиям рабочего места аудитор может получить, проанализировав результаты проводимой в организации аттестации кадров. Оценка ее качества позволяет аудитору сделать выводы о том, как организована работа по обеспечению соответствия уровня профессиональной подготовки персонала требованиям рабочих мест. При этом важно оценить установленную процедуру аттестации, ее периодичность и показатели оценки, состав аттестационных комиссий, соответствие программ обучения результатам аттестации. При анализе системы аттестации, используемой в компании, аудитору следует учесть, насколько адекватно показатели оценки аттестуемых соответствуют возложенным на них обязанностям (см. табл. 5).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Аудит системы управления развитием персонала» з дисципліни «Соціальний аудит»