В возрасте полутора лет наряду с такими побудителями, как пред мет или родители, относящимися (по К. Левину) к «психическому полю», возника ют и внутренние психические побудители — представления и образы воображе ния (цели), вызывающие стремление ребенка к достижению внешнего стимула (на пример, игрушки) даже тогда, когда этот стимул исчезает (прячется взрослыми) из поля непосредственного восприятия. Так, если раньше достаточно было убрать при влекавшую ребенка игрушку (вещь), чтобы он успокоился, позабыл о ней, то в воз расте 14-15 месяцев ребенок уже настойчиво добивается ее, несмотря на попытки отвлечь или переключить его внимание на другой предмет. Если вещь убирается, он плачет и ищет ее, а при переключении внимания через некоторое время снова воз вращается к поиску исчезнувшей вещи. Это объясняется тем, что внешняя среда начинает у ребенка переноситься во внутренний план, который все чаще определя ет его поведение. В возрасте около двух лет важным моментом в развитии ребенка становятся пе реживания выбора, когда он поймет, что на указания родителей можно ответить не только «да», но также и «нет». Однако выбор предметов желаний еще затруднен в связи с тем, что все желания обладают одинаковой силой и соподчинение их отсут ствует. Например, если ребенка 2-3 лет попросить выбрать себе одну из нескольких новых игрушек, он будет долго рассматривать и перебирать их. Затем все-таки выбе рет одну, но, после просьбы уйти с ней в другую комнату, снова начнет колебаться. Положив игрушку на место, ребенок будет перебирать остальные, пока его не уве дут от одинаково притягательных вещей. Таким образом, развитие детского самосознания до 3-летнего возраста связано с выделением побуждений к выполняемым действиям (желаний), с формулирова нием ребенком цели своего действия, поступка, с отнесением желаний к самому себе. Наличие же представляемой цели, желания означает, что поведение ребенка стало мотивированным, совершаемым под влиянием мотива. Правда, первые фор мы мотивации еще несовершенны, подвержены импульсивности: потребности не устойчивы, ребенок не может их контролировать, сдерживать. Это, как отмечает Л. И. Божович. только начало, за которым ребенок должен научиться действовать зе только вопреки внешним, но и внутренним препятствиям, научиться преодоле вать свои желания. Пока же он почти целиком зависит от взрослых, его потребнос ти не удовлетворяются им самим. «Взрослый — главный предмет, в котором крис таллизуются все потребности малыша», — пишет Л. И. Божович. Естественно, это накладывает отпечаток на структуру большинства мотивов малышей. Возникнове ние потребности, ее осознание и вербализация приводят ребенка не к поиску пред мета удовлетворения потребности и пути его достижения, а к обращению к родите лям: «Хочу. дай». Поисковая активность в большинстве случаев исключается, в ре зультате чего первая стадия формирования мотива сразу переходит в третью, связанную с формированием намерения (чаще всего — обратиться к взрослым). Мотивы оказываются редуцированными и плохо осознаваемыми. При этом у 3-лет-9.2. ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА 1 8 7 них детей наблюдаются случаи проявления строптивости, когда ребенок стре мится настоять на своих желаниях, недоволен всем, что ему предлагают и что дела ют другие. Структура мотивационной сферы ребенка 2-3-летнего возраста характеризует ся значительной аморфностью, отсутствием устойчивой иерархии потребностей и ценностей, а следовательно и мотивов. У него имеется рядоположный набор знае- мых потребностей, сменяющих друг друга в случайном порядке. Жизненно потребности и капризы (необоснованные желания) часто имеют для него одинако вую значимость. Побуждения сменяются во времени, не подчиняясь сознательно- волевому контролю. Желания в этом возрасте носят ситуативный характер: висящий плод вызывает у ребенка желание съесть его, вид игрушки — поиграть с ней и т. д. По этому пово ду С. Л. Рубинштейн писал: Каждое непосредственно на ребенка воздействующее побуждение имеет в раннем дет стве еще очень большую власть над ребенком. Поэтому внутренняя мотивация еще очень не устойчива: при каждой перемене ситуации ребенок может оказаться во власти других побуж дений. Неустойчивость мотивации обусловливает известную бессистемность действий (1946, с. 532). Таким образом, для детей этого возраста характерна мотивация третьего типа. возникающая из-за привлекательности объекта. Еще одной особенностью мотивов детей 2-3-летнего возраста является эмоцио нальная насыщенность их желаний. С. Л. Рубинштейн писал, что каждое их жела ние сродни аффекту. Эмоции ребенка непосредственно переходят в действия, что означает отсутствие второго этапа в процессе формирования мотива и значитель ное редуцирование третьего, последнего этапа, т. е. обдумывания. Поэтому пове дение ребенка раннего возраста характеризуется импульсивностью (чрезмерной зависимостью от потребности) и ситуативностью (чрезмерной зависимостью от случайных внешних обстоятельств). То и другое связано с ближайшей действи тельностью, с сиюминутностью. Й. Шванцера тоже отмечает эти особенности побуждений детей: быструю «исто- щаемость», «забываемость» при небольшой актуальности потребности, а в случае значительной актуальности — установку на быструю, иногда немедленную, реали зацию побуждения и в случае неудовлетворения — возникновение аффективной реакции, которая является своеобразной формой «разрядки» эмоционального воз буждения. Выражением этого может быть появляющееся у детей 3 лет упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется (может, ему уже расхотелось или не очень хочется), а потому, что он желает, чтобы с его мнени ем считались. Он не может отказаться от своего первоначального решения даже при изменившихся обстоятельствах, с которыми не хочет считаться. В 3-летнем возрасте ребенок начинает решать мотивационные конфликты вто рого типа (по К. Левину), т. е. делает выбор между двумя отрицательными альтер нативами (из двух зол выбирает наименьшее). А несколько ранее, приблизительно в 2-летнем возрасте, он решает конфликты третьего типа, т. е. выбирает между по ложительной и отрицательной альтернативами (например, конфликт нормативной ценности и реальной: «хочешь быть хорошим или злым ребенком», тогда как дей ствительной ценностью для него является игрушка, прогулка и т. п.).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА ( 1 - 3 ГОДА)» з дисципліни «Мотивація і мотиви»