ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Мотивація і мотиви

ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА ( 1 - 3 ГОДА)
В возрасте полутора лет наряду с такими побудителями, как пред­
мет или родители, относящимися (по К. Левину) к «психическому полю», возника­
ют и внутренние психические побудители — представления и образы воображе­
ния (цели), вызывающие стремление ребенка к достижению внешнего стимула (на­
пример, игрушки) даже тогда, когда этот стимул исчезает (прячется взрослыми) из
поля непосредственного восприятия. Так, если раньше достаточно было убрать при­
влекавшую ребенка игрушку (вещь), чтобы он успокоился, позабыл о ней, то в воз­
расте 14-15 месяцев ребенок уже настойчиво добивается ее, несмотря на попытки
отвлечь или переключить его внимание на другой предмет. Если вещь убирается, он
плачет и ищет ее, а при переключении внимания через некоторое время снова воз­
вращается к поиску исчезнувшей вещи. Это объясняется тем, что внешняя среда
начинает у ребенка переноситься во внутренний план, который все чаще определя­
ет его поведение.
В возрасте около двух лет важным моментом в развитии ребенка становятся пе­
реживания выбора, когда он поймет, что на указания родителей можно ответить не
только «да», но также и «нет». Однако выбор предметов желаний еще затруднен в
связи с тем, что все желания обладают одинаковой силой и соподчинение их отсут­
ствует.
Например, если ребенка 2-3 лет попросить выбрать себе одну из нескольких
новых игрушек, он будет долго рассматривать и перебирать их. Затем все-таки выбе­
рет одну, но, после просьбы уйти с ней в другую комнату, снова начнет колебаться.
Положив игрушку на место, ребенок будет перебирать остальные, пока его не уве­
дут от одинаково притягательных вещей.
Таким образом, развитие детского самосознания до 3-летнего возраста связано
с выделением побуждений к выполняемым действиям (желаний), с формулирова­
нием ребенком цели своего действия, поступка, с отнесением желаний к самому
себе. Наличие же представляемой цели, желания означает, что поведение ребенка
стало мотивированным, совершаемым под влиянием мотива. Правда, первые фор­
мы мотивации еще несовершенны, подвержены импульсивности: потребности не­
устойчивы, ребенок не может их контролировать, сдерживать. Это, как отмечает
Л. И. Божович. только начало, за которым ребенок должен научиться действовать
зе только вопреки внешним, но и внутренним препятствиям, научиться преодоле­
вать свои желания. Пока же он почти целиком зависит от взрослых, его потребнос­
ти не удовлетворяются им самим. «Взрослый — главный предмет, в котором крис­
таллизуются все потребности малыша», — пишет Л. И. Божович. Естественно, это
накладывает отпечаток на структуру большинства мотивов малышей. Возникнове­
ние потребности, ее осознание и вербализация приводят ребенка не к поиску пред­
мета удовлетворения потребности и пути его достижения, а к обращению к родите­
лям: «Хочу. дай». Поисковая активность в большинстве случаев исключается, в ре­
зультате чего первая стадия формирования мотива сразу переходит в третью,
связанную с формированием намерения (чаще всего — обратиться к взрослым).
Мотивы оказываются редуцированными и плохо осознаваемыми. При этом у 3-лет-9.2. ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА 1 8 7
них детей наблюдаются случаи проявления строптивости, когда ребенок стре­
мится настоять на своих желаниях, недоволен всем, что ему предлагают и что дела­
ют другие.
Структура мотивационной сферы ребенка 2-3-летнего возраста характеризует­
ся значительной аморфностью, отсутствием устойчивой иерархии потребностей и
ценностей, а следовательно и мотивов. У него имеется рядоположный набор знае-
мых потребностей, сменяющих друг друга в случайном порядке. Жизненно
потребности и капризы (необоснованные желания) часто имеют для него одинако­
вую значимость. Побуждения сменяются во времени, не подчиняясь сознательно-
волевому контролю.
Желания в этом возрасте носят ситуативный характер: висящий плод вызывает
у ребенка желание съесть его, вид игрушки — поиграть с ней и т. д. По этому пово­
ду С. Л. Рубинштейн писал:
Каждое непосредственно на ребенка воздействующее побуждение имеет в раннем дет­
стве еще очень большую власть над ребенком. Поэтому внутренняя мотивация еще очень не­
устойчива: при каждой перемене ситуации ребенок может оказаться во власти других побуж­
дений. Неустойчивость мотивации обусловливает известную бессистемность действий
(1946, с. 532).
Таким образом, для детей этого возраста характерна мотивация третьего типа.
возникающая из-за привлекательности объекта.
Еще одной особенностью мотивов детей 2-3-летнего возраста является эмоцио­
нальная насыщенность их желаний. С. Л. Рубинштейн писал, что каждое их жела­
ние сродни аффекту. Эмоции ребенка непосредственно переходят в действия, что
означает отсутствие второго этапа в процессе формирования мотива и значитель­
ное редуцирование третьего, последнего этапа, т. е. обдумывания. Поэтому пове­
дение ребенка раннего возраста характеризуется импульсивностью (чрезмерной
зависимостью от потребности) и ситуативностью (чрезмерной зависимостью от
случайных внешних обстоятельств). То и другое связано с ближайшей действи­
тельностью, с сиюминутностью.
Й. Шванцера тоже отмечает эти особенности побуждений детей: быструю «исто-
щаемость», «забываемость» при небольшой актуальности потребности, а в случае
значительной актуальности — установку на быструю, иногда немедленную, реали­
зацию побуждения и в случае неудовлетворения — возникновение аффективной
реакции, которая является своеобразной формой «разрядки» эмоционального воз­
буждения. Выражением этого может быть появляющееся у детей 3 лет упрямство.
Ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется (может, ему
уже расхотелось или не очень хочется), а потому, что он желает, чтобы с его мнени­
ем считались. Он не может отказаться от своего первоначального решения даже
при изменившихся обстоятельствах, с которыми не хочет считаться.
В 3-летнем возрасте ребенок начинает решать мотивационные конфликты вто­
рого типа (по К. Левину), т. е. делает выбор между двумя отрицательными альтер­
нативами (из двух зол выбирает наименьшее). А несколько ранее, приблизительно
в 2-летнем возрасте, он решает конфликты третьего типа, т. е. выбирает между по­
ложительной и отрицательной альтернативами (например, конфликт нормативной
ценности и реальной: «хочешь быть хорошим или злым ребенком», тогда как дей­
ствительной ценностью для него является игрушка, прогулка и т. п.).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА ( 1 - 3 ГОДА)» з дисципліни «Мотивація і мотиви»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ІНВЕСТИЦІЙНІ РИЗИКИ. Концепція і вимірювання ризиків
Основні поняття електронної пошти, списки розсилки, телеконференц...
Аудит податків. Мета і завдання аудиту
Модель оцінки дохідності капітальних активів (САРМ)
Аудит розрахунків з акціонерами


Категорія: Мотивація і мотиви | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 1175 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП