Анализируя и синтезируя, сравнивая и обобщая, мы создаем понятия. Они содержат в себе опыт восприятия многих предметов. Этот процесс логической обработки наших восприятий осуществляет-ся и применительно к нашим потребностям, действиям по их удовлетворению. Многократное возбу-ждение потребности в пище, ее удовлетворение, усвоение соответствующих слов в итоге формируют понятие «хочу есть». Потом оно усложняется, и вырабатывается целая «концепция», которая харак-теризует нашу пищевую потребность. То же происходит и с другими потребностями. Человек — существо мыслящее, а не только переживающее свои потребности. Кроме того, что он хочет, он еще и осознает свое хотение, обозначает его словом и, более того, вырабатывает идею, ко-торая лежит в основе значения слова. Этот процесс выработки идеи потребности ускоряется, если имеются слова для обозначения по-требности и ими пользуются в обиходе. Например, слово «аффилиация» (потребность в общении) не-понятно читателю, так как им пользуются преимущественно психологи. Но читатель может понять, что скрывается за этим словом, если ему сказать, что аффилиация состоит в стремлении быть членом группы, вступать в общение ради самого общения, поддерживать хорошие отношения с целью уве-личить наслаждение общением, в испытании чувства одиночества при недостаточном удовлетворе-нии этой потребности. Но если я стремлюсь вступить в общение с товарищем ради того, чтобы увидеть, как он восхища-ется моими успехами на математической олимпиаде, то это уже не потребность в аффилиации, а ско-рее потребность или в признании, или в престиже. Таким образом, употребление слова нам позволяет яснее выразить идею потребности и лучше ее отличать от идей других (61:) потребностей. Например, некая девушка хочет выйти замуж, и ее поклонник думает, что она его любит. Если он «престижный жених», «хорошая партия», то вполне может быть, что за показной любовью скрывается любая дру-гая потребность невесты: в престиже, защите, помощи, родительская потребность или какая-либо другая, а любви может и не быть. Поразительно много людей вступают в брак без любви, понимая под этим словом вещи, которые никак не могут быть названы любовью, если иметь в виду подлин-ный смысл этого слова. Идея потребности, выраженная в термине, если вы усвоили его содержание, позволит вам понять самого себя и другого человека намного лучше, чем если бы вы не владели этим термином. Поэтому-то я так много внимания уделяю описанию потребностей. Идея потребности — это не просто понятие потребности. Хорошо известно, что идея, овладевшая человеком, определяет его поведение. Человек, охваченный идеей потребности, например в пище, придает всему своему поведению «пищевой» оттенок: он интересуется пищей, обсуждает ее качества, накапливает знания о разных видах пищи, приобретает пищи намного больше, чем ему нужно для поддержания своей жизни, т. е. все делается ради пищи. Таким образом, понятие (термин) только от-ражает реальность наиболее четко, точно и содержательно, в то время как идея включается в поведе-ние и реализуется в нем. Наличие идеи потребности в корне отличает потребностное поведение человека от такового у жи-вотных: если животное приходит в состояние потребностного возбуждения под влиянием реальной нужды, то человек может прийти в это же состояние и под влиянием идеи. Идея потребности мо-жет усилить установку человека видеть в любой ситуации больше образов, соответствующих дан-ной потребности, чем тогда, когда эта идея не представлена так ясно. Знание этого обстоятельства имеет большое значение в самосовершенствовании, в развитии способности контролировать свои по-требности. Поскольку идея существует в сознании, то работа мысли может оказать огромное влияние на контроль потребности. К любой идее мы можем определенным образом относиться и в соответст-вии с этим способствовать ее развитию или задерживать, направлять в определенное русло. Посколь-ку идея всегда отчетливо и определенно выражается в слове, то овладение словами, которые пред-ставляют в сознании наши потребности, в конечном счете способствует овладению идеями. Одна-ко для этого надо знать, как устроены потребности, представленные в идее.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Идея потребности» з дисципліни «Сходження до індивідуальності»