В одной буддийской притче говорится: «Если баран пропал оттого, что на дороге много развилок, то философы теряют жизнь оттого, что наука многогранна. Это не означает, что учения в корне различны, что корень у них не один. Но это показывает, как далеко расходятся его ветви. Чтобы не погибнуть и обрести утраченное, необходимо возвра- щение к общему корню, необходимо возвращение к единству». Современные тенденции в психотерапии специалисты связывают с интегративными процессами, которые можно обнаружить во многих науках о человеке. Интеграция различных подходов может быть ре- альностью, а не декларацией, в том случае, если будет создано новое пространство, находящееся на более высоком логическом уровне. Это пространство нередко обнаруживают на ступенях метатеоретического уровня, в метанавыках психотерапевтов и т. п. Это неслучайно: представ- ляется, что только на метауровне создаются условия для формирования общей системы взглядов. В этой связи представим концептуальную основу разрабатываемой нами универсальной модели «потрясающей326 ГЛАВА 8. Позитивная кризисная теория развития личности психотерапии» (ППТ). В какой-то степени положения потрясающей пси- хотерапии являются описанием общей парадигмы психотерапии «новой волны». Обращение ППТ к сущностным характеристикам человека, к его «необходимым» связям и отношениям приближает ее к четвертой силе (первая — психодинамическая, вторая — поведенческая и третья — эк- зистенциально-гуманистическая) в психотерапии — трансперсональной. Эта модель исследования делает попытку изучать человека в единстве с миром, то есть в конкретных психических проявлениях человека об- наруживает сущность человека как таковую в ее целостности. Если раньше человек стремился «лепить мир по своему образу и подобию», то в современном психотерапевтическом мировоззрении воз- никло осознание, что необходимо «лепить себя по образу и подобию мира»: не перестраивать мироздание под себя, а осознать себя в качестве одной из взаимозависящих составляющих в грандиозном и гениальном миропорядке. Это не означает, что человек должен быть пассивным созерцателем в процессе приспособления. Он активен, однако его ак- тивность должна быть направлена на встраивание себя в существующий мир таким образом, чтобы не нарушать хрупкого баланса естественного хода вещей. Активную роль человека в этом процессе не следует ни принижать, ни превозносить, а также не следует подменять понятие «взаимодействие» понятием «воздействие». Св. Феофан Затворник опре- делял святого как человека, который не возвышается над внешним миром, а, напротив, увлекается им, живет в нем, как бы сорастворяется с ним. Не возвышается он также и над внутренним своим миром, но, так же как внешними вещами, увлекается и механизмом внутренних своих движений. Традиционно каждое направление в психотерапии исходило из той или иной теории личности. ППТ делает акцент на феноменальной ор- ганизации человека, ставит запредельные задачи в совершенствовании личности и тем самым разделяет трансперсональный подход в психоте- рапии. Столкнуться с «сущностью» человека можно только в универсуме, сама «сущность» человека исходно трансперсональна. Трансперсональный опыт по своей сути означает преодоление границ Я, то есть это опыт, превосходящий личное. Таким образом, выход в метасистему может быть осуществлен через открытые двери бессознательного. В трансперсональном опыте меняется чувство Я как отдельной, изолированной единицы; Эго как центр сознания смещается в пространство, где обнаруживается «самость» как центр целостного человека (К. Юнг). Трансперсональный опыт — это «перешагивание» семантических полей сознания, за границами которых отсутствует система знаков, описывающих переживание человека. Именно в этот момент человек Потрясающая психотерапия 327 поднимается в своем восприятии над заложенными в него «призмами», через которые он видел иллюзорный мир. Анализ потрясающих событий может осуществляться с помощью спирали жизненных потрясений, где испытуемый указывает возраст и событие, которое он относит к потрясениям с момента рождения до настоящего времени. Отдельное потрясение может анализироваться по нижеприведенной модели. Ф.И.О. Пол Возраст Образование АНАЛИЗ ПОТРЯСЕНИЙ «Потрясение» — это подвиг в прямом значении этого слова. Совершить подвиг — это значит подняться выше уже осмысленных собственных возможностей. «Потрясение» представляет собой поворотные моменты в жизни человека, в его мировосприятии, когда формируется новый взгляд на действительность. Это событие связано с пересмотром человеком ие- рархии собственных ценностей, обретением им нового места в жизни, новых жизненных ориентиров. 1. Ясно вспомните какое-либо «потрясение» из Вашей жизни. 2. Что спровоцировало это переживание? Что было уникальным в ситуации, в которой произошло «потрясение»? 3. Что Вы чувствовали? Был ли этот комплекс переживаний от- личным от того, что Вы чувствуете обычно, — эмоционально, физически, интеллектуально? 4. Как долго длилось переживание? 5. Каковы были изменения в Вашем видении окружающего мира, и/или Ваших отношениях с другими, и/или с самим собой после «потрясения»? (Показался ли Вам мир вокруг иным? Показались ли люди вокруг Вас иными? Показались ли Вы себе иной (иным)?
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПОТРЯСАЮЩАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ» з дисципліни «Основи психології здоров'я»