Как у взрослого человека, так и у детей имеются индикаторы, ука- зывающие, какую репрезентативную систему предпочитает, например, Ученик. Можно свести эти индикаторы в единую таблицу (Гриндер,172 ГЛАВА 5. Основные положения онтогенетической концепции структурного аттрактора... 1986), обращая большее внимание на неврологические и поведенческие характеристики учеников. Учитывая, что дискретная система у детей еще только формируется, в таблице, как и в опроснике ВАК, не пред- ставлен этот тип. Таблица 7 Неврологические индикаторы Тип личности Визуаль- ный Кинесте- тический Аудиаль- нный Движения Непо- движный Множест- во движе- ний Ограни- чены Голос, ско- рость внутрен- них процессов Чистый; самая быстрая Мягкий; самая медлен- ная Ритм метро- нома Локализация процесса Движения/ изменения вокруг глаз, мигание, взгляды искоса, на- хмуренные брони Изменения и движе- ния от шеи и ниже Движения/ измене- ния вокруг рта/ушей, наличие звуков «гм», «а» и др. Предикаты Фокус, смотреть, видеть, наблюдать, ясный, картина, туманный, выявлять, замечать, появлять- ся... Схватывать, чувство- вать, «придерживать- ся мнения», трогать, хватать и др. Слушать, разговари- вать, слышать, ритм, звуки мелодии и др. Таблица 8 Поведенческие индикаторы Визуальные Организованный, оп- рятный и дисциплини- рованный; спокойный (нешумный); ориентирован на внешний вид; осмот- рительный; хороший рассказчик; запоминает картинками, образами; меньше отвлекается на шум; с трудом запоминает словесные инструкции, предпочитает читать сам, а не слушать чтение; голос высокий, подборо- док вверх Аудиальные Разговаривает сам с собой; легко отвлекается; шевелит губами, прогова- ривает слова при чтении; легко повторяет; легко владеет языком; говорит ритмическими паттерна- ми; любит музыку; может имитировать тон, высоту и тембр голоса; обучается слушая; запоминает по шагам, процедурам, после- довательно; (маркированный) тон, темп, интонация Кинестетические Отвечает на физическое вознаграждение; стоит близко; касается людей; ориентирован физически; обилие движений; бо- гатые физические реак- ции; раннее физическое развитие; обучается делая; запоминает моторными паттернами; при чтении водит пальцем; много прикасательных жестов к себе; отвечает и реагиру- ет физически; подбородок вниз, голос ниже Психологическая типология личности и здоровье 173 Окончание табл. 8 Визуальные Аудиальные Кинестетические Научение Нуждается в общем взгля- де на цель, видении дета- лей; осторожен до полной ясности в уме Ведет внешние и внутрен- ние диалоги; альтернативы прорабатывает вербально Обучается, манипулируя и активно действуя Повторение Помнит то, что видел Помнит то, что обсуждал, слышал Помнит общее впечатле- ние от происходящего, запоминает чувство Разговор Должен иметь картину в целом, детализирован- ную Самый разговорчивый из трех, любит дискуссии, может монополизировать их, склонен внезапно уйти в другую тему, рассказы- вает всю последователь- ность событий Лаконичен, тактичен, использует движения, активные слова Правописание Самый аккуратный из трех, действительно видит слова и читает их. Испы- тывает замешательство, читая слова, которые никогда не видел ранее Использует фонетический подход, читает с ритми- ческими движениями Отсчитывает буквы движе- ниями, проверяет внутрен- ним чувством Чтение Силен, успешен, скор Хорошо «атакует» неизвес- тные слова, любит читать вслух и слушать, часто читает медленно из-за субвокализации Любит книги, ориентиро- ванные на сюжет; отра- жает действия истории движениями тела Письмо Важно, чтобы написанное хорошо выглядело Говорит лучше, чем пишет, предпочитает рассказы- вать, а не писать Почерк толстый с нажи- мом, хуже чем у других Воображение Живая фантазия, может видеть возможности, детали; это наилучшая модальность для долговре- менного планирования Слышит звуки и голоса Склонен отражать образы в действии, любит медлен- но проходить через них; сильная интуиция, слаб в деталях174 ГЛАВА 5. Основные положении онтогенетической концепции структурного аттрактора... В книге 2 даны два опросника на определение структуры репре- зентативных систем у взрослых (КАВД) и подростков (ВАК). В первом опроснике используется ключ, с помощью которого подсчитывается ведущая система. В опроснике для подростков ключом является постоян- ная последовательность в каждом абзаце (ВАК— визуальная, аудиальная и кинестетическая). Подсчитав сумму, необходимо помнить: чем ниже общий балл, тем выраженнее качество.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ» з дисципліни «Основи психології здоров'я»