ВЫГОРАНИЕ ПЕРСОНАЛА. ВЫГОРАНИЕ ЛИЧНОСТИ. ВЫГОРАНИЕ ДУШИ
Только ли чрезвычайные экстремальные события и продолжительные неблагоприятные условия сосуществования меняют отношения между людьми? Нет. И при спокойной, казалось бы, благополучной жизни взаимодействие людей может катастрофически ухудшаться. В 70-х гг. XX в. произошло удивительное научное событие: возникло новое научное направление изучения стресса. Началось с того, что стали поступать жалобы на работников службы психологической и социальной поддержки, рабочая обязанность которых — налаживать рабочие контакты и облегчать тяжелое психологическое состояние людей, попавших в беду, уменьшать их стресс, помогать советами и душевной беседой. Из-за этих жалоб и обид консультирующие организации и психотерапевтические клиники стали терпеть убытки. И вот тогда была выявлена особая форма «болезней стресса», своего рода «болезнь общения». Ее называли впечатляюще: «выгорание персонала», «выгорание личности», а потом короче — «выгорание». Предложил этот термин Фройденбергер [Freudenberger H.J., 1974]. Однако термин широко вошел в научную литературу и психотерапевтическую практику после многочисленных публикаций Кристины Маслач (Маслах) [Maslach С, 1976; Maslach С, 1978 a; Maslach С, 1978 б; Maslach С, Jackson S.E. 1981 a; Maslach С, Jackson S.E. 1982, и др.]. Независимо от американских психологов в Москве в 1976 г. Анатолием Валентиновичем Будановым (впоследствии профессором) было начато исследование психологической деформации личности сотрудников органов внутренних дел (ОВД). В отличие от американских ученых, он сразу обратил внимаение не только на психологические симптомы нарушения работы профессионалов с «клиентами» (в его случае с правонарушителями), но и на массированные изменения личности работников правоохранительных органов. Однако, если в США такие исследования стали сразу массовыми, то тогда в СССР их результаты не разглашались, потому что тоталитарно-коммунистическая пропаганда декларировала: «Личность советского человека не может быть деформирована, тем более не может выгорать личность сотрудника органов внутренних дел!» Методика диагностики «выгорания», предложенная Кристиной Маслач [Maslach С, Jackson S.E. 1981 б] была проанализирована и уточнена [Krowinski W.J. 1981]. Затем было разработано несколько опросников для определения глубины и формы «выгорания» [EmenerW.G., LuckR.S. 1980 и др.]. Главная причина «выгорания персонала» —психологическое, душевное переутомление от профессионально вынужденного общения. Особенно быстро и заметно оно наступает при чрезмерной нагрузке у людей, которые по долгу службы должны «дарить» клиентам тепло своей души. Жертвами «выгорания» в первую очередь оказываются психотерапевты (!), учителя, врачи и продавцы, т. е. профессионалы общения, призванные и обученные вежливо и душевно обслуживать других людей. «Выгорание — плата за сочувствие» — так назвала Кристина Маслач свою книгу. В ней кратко и лаконично представлены результаты обширных исследований этого печального явления [Maslach С, 1982]. Ее открытие возможности по-новому видеть проблемы стресса сучетом его влияния на способностьлюдей кобщению сразу было подхвачено множеством ученых и психологов-практиков во всех странах. Внимание к феномену «выгорание» под знаменем Кристины Маслач возрастало. Этой проблеме посвящались конференции, сборники статей [Pain W.S. (ed.), 1982; Farber В.А. (ed.), 1983; Pines A., Maslach C. (eds.), 1979; Knopf; Maslach C, Jackson S.E. 1982; Reid K.E. (ed.), 1979; Jones J.W. (ed.), 1981; Gillespie D.F. (ed.), 1986 и др.] и монографии [Maslach С, 1982; Chemiss С. 1980; Edelwich J., Brodsky A., 1980; Pines A.M., Aronson E., Kafry D. 1980; Veninga R.L., Spradley J.P., 1981; White W.L. 1979 и др.]. В 80-е гг. XX в. внимание к концепции выгорания и термин burnout потеснили термин stress со страниц сотен научных публикаций и диссертаций в англоязычных странах. Сразу была замечена подверженность «выгоранию» администраторов BcexypoBHeft[VashC, 1980]. В последние два десятилетия «выгорание персонала» стало бичом российского бизнеса. Оказалось, что сотрудники, работающие с клиентами (менеджеры, продавцы-консультанты, банковские служащие), т. е. низшее звено организационной структуры фирм, почему-то быстро теряют способность «привлекательно» общаться с людьми, нанося этим заметный финансовый ущерб своей организации [Агапова М.В., 2004; Константинов А.Е., 2005 и др.] Но особенно опасно «выгорание личности» сотрудника правоохранительных органов, наделенного возможностью своевластно обращаться с людьми [Maslach С, Jackson S.E. 1979; Lester D., 1986; Буданов А.В., 1992 и др.] Интересно посмотреть, как формировался термин «выгорание». Сначала писали: «staff burned-out», что-то вроде «окончание горения (воодушевления) персонала», работающего с людьми (пациентами, клиентами). Потом Кристина Маслач стала использовать новый термин: «burnout» («выгорание»), т. е. своего рода английскую аббревиатуру [Alexandr R.J., 1980]. Мной эти термины были дополнены выражениями: «выгорание личности», «выгорание души» [Китаев-Смык ЛА., 1989]. В советской психологии никак не приживался термин «выгорание личности». Согласно идеологическим установкам, господствовавшим при коммунистической власти, личность «советского человека», воодушевленная «ленинским учением» — несокрушима и не может «выгореть». Как только ни переводилось на русский язык слово *burnout»: «эмоциональная слабость», «психологическое истощение» и т. п. После моей нашумевшей публикации в 1989 г. стали использовать словосочетание «выгорание эмоций», будто не замечая, что это лишь один компонент синдрома «выгорание личности». Часто пишут: «профессиональное выгорание», подчеркивая результат — ухудшение работоспособности, упуская главное — деформацию личности профессионала.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВЫГОРАНИЕ ПЕРСОНАЛА. ВЫГОРАНИЕ ЛИЧНОСТИ. ВЫГОРАНИЕ ДУШИ» з дисципліни «Психологія стресу. Психологічна антропологія стресу»