КОГНИТИВНЫЙ СИНДРОМ СТРЕССА. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ СТРЕССЕ. ДУШЕВНЫЕ (ПСИХИЧЕСКИЕ) «БОЛЕЗНИ СТРЕССА»
Из всех владений каждого человека — самое ценное и чудесное имущество — это психика (греч. psyche — душа). Но, владея, мы не распоряжаемся ею полновластно. Она принадлежит, но не подчиняется нам, т. к. то, что мы постигаем и осмысливаем может быть забыто. Да и все, что «приходит нам в голову», особенно при стрессе, возникает неясно откуда. Из неосознаваемых глубин души (подсознания? досознания? сверхсознания?). Где вызревают творческие озарения, благие порывы и низкие помыслы, на которые в глубине души способен каждый? В опасных ситуациях (при стрессе) сознание (мышление, память, восприятие и т. п., т. е. когниции) мобилизует свои резервы (знания, навыки, умения, интуицию), чтобы спасти человека, возвратить его в нормальные, обыденные условия жизни. Древние мыслители говорили: «Душа человека — это вся вселенная, уместившаяся внутри нас». Душа, сознание — непостижимы, но самое увлекательное — постигать их. Все мы — странники по миру, нас окружающему, — по миру наших городов, нашего двора, дома, квартиры, по міру людей, среди которых живем. Но мы блуждаем и по «миру» своей души, дум, размышлений, воспоминаний, ассоциаций, сомнений; среди радостных и горестных мыслей каждый странствует, наверно, ежедневно. Безмерность сознания человека повседневно соприкасается с такими же «вселенными» душ других людей. Их таинственное взаимодействие отражается в наших мыслях и поступках, изменяя нас особенно, когда дистресс горя и отчаяния либо, напротив, эустресс счастья, любви и вдохновенья владеют нами. Внешний мир — реальный и мнимый — нередко опасен для нашего психического здоровья. Беды обрушиваются, перенапрягая способность осмысливать пути спасения от них. И если некуда человеку бежать и скрыться от невзгод, то его психика может «надломиться», и он спасается «бегством в болезнь». К сожалению, болезненные, психические, адаптационно-защитные «механизмы» не всегда успешно укрывают от невыносимо экстремальной действительности. Учение Ганса Селье о стрессе способствовало созданию эффективных способов лечения болезней из-за психологических травм, т. е. «болезней стресса». Но, как правило, так называют телесные (соматические) болезни: инфаркт сердца, инсульт мозга, артериальную гипертонию, язвенную болезнь кишечника и др. При этом упускается из виду, что болезни психики (душевные болезни), возникающие у психологически травмированных людей, это психические болезни стресса — неврозы и другие психогении. С древнейших времен до середины прошлого века врачи были уверены, что заболевшему не надо знать, что происходит в его теле и психике, т. к. эти знания пробудят мнительность и утяжелят болезнь. Чтобы скрывать от больных диагнозы и методы лечения, медики использовали медицинскую латынь — язык, который не знал никто, кроме них. С учетом нынешней ментальное™ населения западноевропейское врачевание требует ознакомления больного с тем, чем он болен и как его лечат. Этот принцип основан на том, что больной вместе с врачом может быть активным «соучастником» лечения. Следуя за теми, кто уверен, что медицинская образованность помогает людям не болеть, а заболевшим — выздоравливать, в этой главе рассказано о психических болезнях стресса словами, понятными для людей, не имеющих медицинского образования. Вслед за Гансом Селье попытаюсь уложить картину нарастания стресса на «прокрустово ложе» стадиальности (этапности, фазности), удлиняя это «ложе» вплоть до стадии «стресса умирания». Проблемы «стресса смерти» многолики [см. 1.3.5], не выделяю их в данной главе в особый раздел, они разбросаны на ее страницах в описаниях предсмертного транса «шахидок», предсмертной болезни Сталина, боевого посттравматического стресса и суицидальности при интеллектуальном изнурении. Вряд ли правы те ученые, кто подозревает в глубинах наших душ вечно таящийся «ужас смерти». Изучая его многие годы, классифицирую основные (базовые) его виды. Они описаны ниже. В этой главе рассматривается то, на что потенциально в той или иной мере способен каждый, — это стресс творчества, эустресс вдохновенья. Описываются условия, побуждающие к ним, и стрессовые ступени подъема к творческим озарениям. Что лежит в их основе? Стрессовые поиски несбывшегося? Память о неотреагированных эмоциях? Стресс потаенных сексуальных резервов? Природная одаренность? Надеюсь, что, знакомясь с это главой, читатель отчетливее увидит многое из того, что происходит при стрессе в его душе (его психике), и осознает право быть не всегда славным и достойным («белым и пушистым»). Он увидит, как протаптывать тропинки к удовлетворению собой в нелегкие (стрессогенные) периоды жизни. Это должно помочь пониманию и других людей, достойных и недостойных. В заключение представлены разные подходы к типологи-зации людей по признакам, которые становятся решающими при стрессе, однако лишь те, которыми пользовался автор этой монографии. В данной главе есть подсказки читателю, как разобраться в своей душе при стрессе. Для психологов и психотерапевтов, настоящих и будущих, на этих страницах напоминания того, как понять страдальца из-за стресса жизни и помочь ему. Главу можно читать последовательно, однако если внимание привлекли какие-то ее разделы, то неплохо ознакомиться сначала с ними.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КОГНИТИВНЫЙ СИНДРОМ СТРЕССА. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ СТРЕССЕ. ДУШЕВНЫЕ (ПСИХИЧЕСКИЕ) «БОЛЕЗНИ СТРЕССА»» з дисципліни «Психологія стресу. Психологічна антропологія стресу»