Соотношение возрастно-половых и нейродинамических свойств в период роста и созревания
Начатые Б. М. Тепловым, а затем В. С. Мерлиным и др. психофизиологические исследования нейродинамических типов человека, опирающиеся на достижения ней родинамической типологии животных, составили новый этап в развитии учения о ти пах нервной системы человека, принципиально отличный от нейротипологических разработок 20-30-х годов. В этих исследованиях многообразными методами, комп лексным путем определяются структура и динамика основных общих свойств нервной системы, многозначно реализуемых в различных видах психической деятельности че ловека. Общее признание получили труды Б. М. Теплова и сотрудников его лаборатории, наиболее глубоко и систематически разрабатывающих нейродинамическую типоло гию в этом направлении5. В целях более строгого учета-различных факторов исследо вания были проведены на взрослых людях. Исключение составили лишь исследова ния H. С. Лейтеса и его сотрудников, на которых мы остановимся позже, поскольку взаимоотношение возрастных и нейродинамических свойств у детей рассматривается H. С. Лейтесом как специальная проблема типологических исследований. Однако нет никаких оснований локализовать эту проблему только в ранней зоне человеческой жизни. Основная масса изучавшихся в лаборатории Б. М. Теплова взрослых людей отно сится к различным возрастным фазам: юности, молодости и среднему возрасту. Сле довательно, если бы фактор возраста специально учитывался в этих исследованиях, то были бы получены микровозрастные характеристики типов высшей нервной дея тельности взрослых людей, что весьма важно для диагностики собственно типологи ческих свойств нервной системы взрослых людей. Впервые такие микровозрастные характеристики были получены нашей сотрудницей H. Г. Зыряновой. Этот опыт по казал целесообразность подобного подхода к взаимоотношению возрастных и нейро динамических свойств взрослых людей. При сравнительно-возрастных сопоставлениях следует учитывать возможность половых различий, которые могут перекрывать, нейтрализовать или маскировать ти пологические различия, не говоря уже о различиях возрастных. К сожалению, следует отметить, что эти различия не учитываются даже там, где специально отбирают отно5
Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. — М: Изд. АПН РСФСР, 1961. — См. также сборни ки под ред. Б. М. Теплова: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. — Вып. 1-6. — М: Просвещение, 1956-1967.
Человек как предмет познания
сительно равное число мужчин и женщин для опыта. Таковы, например, исследова ния голландских ученых де Ланге, Ван-Левена и П. Верри, которые установили кор реляции между психологическими и электроэнцефалографическими явлениями. В этой трудоемкой и обширной работе участвовали в качестве испытуемых 13 муж чин и 11 женщин. Электроэнцефалографические и психологические исследования проводились параллельно, независимо друг от друга, а затем их результаты сопостав лялись, и выводились общие заключения о степени связи между электрофизиологи ческими и психологическими характеристиками. В психологические данные включались результаты тестов Роршаха, Бурдона, Крепелина и др., на основании которых делались заключения о работоспособности, реак циях личности на напряжения, ситуации и отношения, об установке и эмоциональноволевых свойствах личности. Оказалось, что корреляция возможна именно по группам (типам), т. е. что можно сопоставлять типологические варианты электроэнцефалограмм и психологических тестов. Среди четырех групп резко противопоставляются стабильные и лабильные, возбудимые и тормозимые, к которым отнесены все испытуемые. При обсуждении этого фактора Уолтер Грей выразил пожелание подвергнуть такому же исследова нию параметры, предложенные И. П. Павловым, — силу, уравновешенность и под вижность, что, как известно, уже делается в школе Б. М. Теплова. Однако де Ланге, Ван-Левен и П. Верри, равно как и участники Международного симпозиума по элект роэнцефалографии высшей нервной деятельности, не придали какого-либо значения тому факту, что почти равное разделение испытуемых по полу проявило себя косвен но в разделении всех испытуемых на группы, отличающиеся лабильностью и эмо циональной возбудимостью, стабильностью и относительной уравновешенностью поведения6. В современных психолого-нейродинамических исследованиях фактор возраста специально учитывается, пожалуй, только в лаборатории В. С. Мерлина. Сравнитель ное изучение детей, подростков и взрослых, прослеживание развития темперамента в различные возрастные периоды — все это позволило В. С. Мерлину поставить весь ма глубоко важнейший вопрос о соотношении возрастных и индивидуально-типичес ких особенностей человека. На основании как собственных, так и многих других исследований, В. С. Мерлин пришел к следующему выводу: «Если мы сопоставляем детей определенного возраста по какому-либо свойству темперамента, которое на дан ной ступени раскрытия типа еще недостаточно выражено, то возрастные особенности полностью маскируют данное индивидуальное свойство темперамента. При этом мас кировка происходит в том случае, когда несозревшее свойство темперамента сходно с возрастными особенностями (как, например, раздражительность, склонность к стра ху или гневу), и в том случае, когда несозревшее свойство темперамента контрасгирует с возрастными особенностями (как, например, интравертированность)...
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Соотношение возрастно-половых и нейродинамических свойств в период роста и созревания» з дисципліни «Людина як предмет пізнання»