Противоречия индивидуального развития и его гетерохронность
Индивидуальное развитие человека, как и вся кого другого организма, есть онтогенез с зало женной в нем филогенетической программой. Нормальная продолжительность человеческой жизни и последовательная смена стадий или фаз индивидуального развития строго определены этой программой и видовыми особенностями Homo sapiens. Зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение, старость составляют основ ные моменты становления целостности челове ческого организма. В онтогенезе человека возни кают и преодолеваются многие противоречия между наследственностью и средой, различны ми регуляторами жизнедеятельности (гумораль ными и нервными, кортико-ретикулярными и кортикальными, первосигнальными и второсигнальными), разными системами, органами и тка нями в целостной структуре организма. Одним из существенных проявлений внутренних про тиворечий онтогенетической эволюции следует считать неравномерность развития различных систем и их регуляторов. Естествознание, психология, медицина и пе дагогика накопили огромный фонд знаний о не равномерности и гетерохронности роста и дифференцировки тканей, костной и мышечной сис тем, различных желез внутренней секреции, основных отделов центральной нервной систе мы, анализаторных систем детей и подростков.
Человек как предмет познания
В деталях известны явления гетерохронности общесоматического, полового и нервнопсихического созревания. Даты каждой из этих форм созревания расходятся весьма значительно, и вариативность их возрастает по мере приближения к зрелости. Первоначально полагали, что неравномерность изменений и гетерохронность фаз развития — явления, специфические только для процессов роста и созревания. Одна ко опыт морфофизиологического, биохимического и психофизиологического иссле дования процессов старения показал, что гетерохронность инволюционных процес сов и неравномерность старения отдельных систем — капитальные явления позднего онтогенеза человека, имеющие не меньшее значение для онтогенеза в целом, чем гете рохронность созревания. Становление целостности организма и стабилизация его на определенном опти мальном для вида уровне в состоянии зрелости, зависящие от общих эффектов созре вания, сами определяют инволюционные процессы. Известно, что одним из важных факторов долголетия является наследственность, обнаруживаемая у нескольких по колений долгожителей, однояйцевых близнецов и т. д. Однако этот фактор не един ственный, и всегда его действие так или иначе опосредуется изменчивостью функций различных органов в зависимости от условий существования организма в среде оби тания, от характера воспитания и деятельности. Наибольшей индивидуальной измен чивостью под влиянием этих факторов обладают мозговые функции, особенно функ ции коры головного мозга человека. Среди этих функций, в свою очередь, самыми ва риабельными являются вербальные функции больших полушарий головного мозга, инволюция которых относится к числу наиболее поздних. Общее развитие жизнедея тельности связано с такими характеристиками использования, накопления и воспро изведения ресурсов организма, которые определяют долголетие и общую продолжи тельность жизни человека. Неравномерность процессов и гетерохронность смены со стояний индивида, выражающие внутренние противоречия развития, следовательно, содержат различные возможности жизни — от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других. Исследование этих возможностей составляет одну из главных задач геронтологии как науки о старении, старости и долголетии человека. Эта новая наука всесторонне изучает геронтогенез и обнаруживает явления старения одних органов и функций в глубокой старости, а некоторых не только в зрелом возрасте, но и в юности. Далеко не всегда, как мы увидим несколько позже, можно объяснить подобную гетерохронность инволюционных процессов генетическими и вообще биологическими причинами. Поэтому геронтология уделяет большое внимание исследованию образа жизни и ре жима долгожителей, Нравственных привычек (привязанностей и вкусов), взаимоот ношений в семье и в других общностях, трудового опыта, профессий и т. д. Все это, конечно, выходит далеко за пределы самого онтогенеза как реализации филогенети ческой программы в развитии индивида. Можно сказать, что геронтология, хотя и яв ляется медико-биологической дисциплиной, принуждена изучать не только онтоге нез, но и жизненный путь человека, печать которого накладывается на онтогенетиче ские фазы, особенно на фазы зрелости, старения и старости. Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в оп ределенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими события-
Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека
ми, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой — целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные ста дии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например преддошкольное, дошкольное и школьное детство. Практически ступени общественного воспитания, образования и обучения, составляющие совокупность подготовительных фаз жизнен ного пути, формирования личности стали определяющими характеристиками перио дов роста и созревания индивида. В процессе общественного воспитания и образования, т. е. в процессе формирова ния людей данного поколения, складываются «типичные характеры эпохи», социаль но ценные свойства поведения и интеллекта, основы мировоззрения и готовность к труду. Индивидуальная изменчивость всех этих свойств человека как личности опре деляется взаимодействием основных компонентов статуса (экономического, правово го, семейного, школьного и т. д.), сменой ролей и систем отношений в коллективах (макро- и микрогруппах), в общем социальном становлении человека. Соответствен но характеру этого взаимодействия развитие отдельных свойств происходит неравно мерно в каждый отдельный момент — гетерохронно. Внутренняя противоречивость развития личности, прявляющаяся в неравномерности и гетерохронности смены ее общественных функций, ролей и состояний, является фактором, усиливающим внут реннюю противоречивость онтогенетической эволюции. Особое значение имеет специфическое влияние социального развития личности на интенсификацию вербальных, речемыслительных процессов мозговой деятельно сти человека. Однако такое влияние истории становления личности на онтогенети ческую эволюцию индивида возникает только на определенной стадии онтогенеза и постепенно возрастает по мере накопления жизненного опыта и социальной активно сти личности. Это и понятно, поскольку начало личности наступает намного позже, чем начало индивида. Исходный момент онтогенеза — зигота и весь процесс эмбриогенеза с его двумя фазами (эмбриона и плода). Переход филогении в онтогению и есть начало индивида, предысторию которого можно усматривать и в оогенезе, вообще в механизме наслед ственности и сохранения видового генетического кода. Таким образом, начало инди вида не есть одномоментный акт его творения родительской парой; оно имеет более глубокие истоки в филогении и наследственности, передающиеся через родительскую пару. Кроме того, формирующийся индивид претерпевает ряд метаморфоз в утроб ный период жизни. Следовательно, индивид «начинается» задолго до рождения, и новорожденный ребенок приходит во внешнюю среду с определенной историей раз вития. До настоящего времени естествознание не располагает точными данными о том, какой сложности достигает функциональное развитие органов (например, отделов цен тральной нервной системы), морфогенез которых характеризуется высокой степенью готовности к функционированию после рождения (в первые недели жизни). Однако эмбриофизиология высших позвоночных животных дает основание сделать предпо ложение о возникновении на зародышевой стадии некоторых сложных рефлекторных структур и наиболее общих видов чувствительности (хеморецепции, терморецепции,
Человек как предмет познания
барорецепции, возможно, и вибрационной чувствительности). Если это предположе ние подтвердится, то распространенное в психофизиологии мнение об апсихизме (не одушевленности) всего утробного развития человеческого индивида потребует ради кального пересмотра. Установлено, что с первых недель жизни весьма интенсивно, причем с нарастаю щей скоростью, образуется масса сенсомоторных навыков и механизмов поведения, ориентации в окружающем мире и общения с людьми. Однако все это происходит в определенных условиях воспитания, оздоровительно-гигиенических забот о родив шемся человеке не только матери и отца, но и близких к ним людей. Одним из показа телей социального прогресса является превращение таких забот из частного дела се мьи в дело всего общества. Именно благодаря этому во многих странах понизилась детская смертность (наи более распространенная в раннем детстве) и, как следствие, увеличилась средняя про должительность жизни человека. Низкие индексы средней продолжительности жиз ни человека в колониальных и полуколониальных странах и в странах, недавно сбро сивших колониальное иго, являются следствием прежде всего высокой смертности детей в раннем возрасте и отсутствия благоприятных экономических и воспитатель но-оздоровительных условий для их развития. С момента рождения человек зависит от социальных условий существования, воспитания и оздоровления, формируется как одушевленное существо, психическая эволюция которого является не менее, а быть может, и более важным, чем физическая, показателем нормальности онтогенетиче ского развития и готовности к специфически человеческим механизмам поведения (прямохождению, артикуляции и моторной речи вообще, социальным контактам, предметной деятельности в форме игры и т. д.). Однако обе эти характеристики — социальная обусловленность развития и нали чие сложного, индивидуально приобретенного нервно-психического аппарата пове дения — еще недостаточны для утверждения, что новорожденный или младенец — личность, что начало личности — это моменты рождения, гуления, лепета, появления первых избирательных реакций на человека и т. д. Нельзя считать более убедитель ным доказательством и тот факт, что типологические свойства нервной системы и тем перамент, равно как и задатки, считающиеся так называемой природной основой лич ности, проявляются в эти периоды достаточно явно. Все эти генотипически обуслов ленные свойства человека как индивида первоначально существуют независимо от того, какая личность, с какими наборами социальных характеристик будет ими обла дать. Можно считать установленным, что на основе самых различных типов нервной системы может быть сформирован один и тот же типхарактера, равно как контраст ные характеристические свойства могут обнаружиться у людей с одним и тем же ти пом нервной системы. Лишь в ходе развития формирующегося человека эти свойства включаются в общую структуру личности и ею опосредуются. На первых этапах формирования личности нейродинамические свойства влияют на темпы и направление образования личностных свойств человека. Однако сами лич ностные свойства связаны с современным для данного общества и народа укладом жизни, с историей общественного развития, особенно с историей культурного, поли тического и правового развития, определившей становление современного образа жизни.
Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека
Человек, родившийся в определенном месте данной страны в семье, занимающей определенное положение в обществе, родители которого обладают тем или иным эко номическим, политическим и правовым статусом (соотношением прав и обязанно стей), формируется в этих социально заданных условиях, определяющих исходный, начальный момент его жизненного пути. Формирование ребенка как личности проис ходит в зависимости не только от статуса семьи, который он застает сложившимся, но и от освоения его родителями с момента рождения ребенка новых для них семейных ролей. Духовная атмосфера семьи — относительное согласие или напряженность во взаимоотношениях, близость родителей к ребенку, общность стратегии и тактики вос питания зависят в большей степени от этих социальных функций и ролей родителей, чем от статуса семьи, ее положения в обществе. Формирование начальных свойств личности связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения с их знаковым аппаратом (прежде всего словарным составом и грамматиче ским строем языка), предметной деятельности с ее социальной мотивацией, осознанием семейных и других ролей. Подобно тому как'начало индивида ~ долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, так и начало личности — долгий и многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий на втором-третьем годах жизни человека. В дальнейшем становление свойств личности протекает неравномерно и гетерохронно, соответственно последовательности усвоения ролей и смены позиций ребен ка в обществе. Эта гетерохронность личностного формирования накладывается на гетерохронность созревания индивида и усиливает общий эффект разновременности ос новных состояний человека. Бесспорно, что точки отсчета для начала онтогенеза и истории личности разделе ны многими месяцами жизни и существенно различными факторами. «Личность» все гда моложе «индивида» в одном и том же человеке; история личности, или жизненный путь (биография), хотя и отмечается датой рождения, однако начинается много поз же. Основными ранними ее вехами являются поступление ребенка в детский сад и, что особенно важно, в школу, что обусловливает более обширный круг социальных связей и включение в систему институций и общностей, свойственных современно сти, открывающих отдельному человеку доступ к истории человечества (через усвое ние суммы знаний, традиций и т. д.) и к программам его будущего. Становление человека как личности связано с относительно высоким уровнем нервнопсихического развития, что является необходимым внутренним условием этого станов ления. Под влиянием социальной среды и воспитания складывается определенный тип отражения, ориентации в окружающей сфере и регуляции движения у ребенка, выраба тывается сознание, т. е. самая общая структура человека как субъекта познания. Еще до самостоятельного передвижения и активной речи складываются необхо димые для предметной деятельности сенсомоторная структура и наиболее общие типы предметных действий рук. Одновременно со свойствами субъекта познания форми руются свойства субъекта деятельности. На оба вида новых свойств (непосредствен но детерминированных свойствами предметного мира, объективными свойствами и предметной деятельностью) огромное влияние оказывает комплекс социальных свя зей, из которого берет начало личность.
Человек как предмет познания
Социальное формирование человека не ограничивается формированием лично сти — субъекта общественного поведения и коммуникаций. Социальное формирова ние человека — это вместе с тем образование человека как субъекта познания и дея тельности, начиная с игры и учения, кончая трудом, если следовать известной класси фикации видов человеческой деятельности. Переход от игры к учению, смена различных видов учения, подготовка к труду в обществе и т. д. — это одновременно стадии разви тия свойств субъекта познания и деятельности, изменения социальных позиций, ро лей в обществе и сдвигов в статусе, т. е. становление личности. Различные характеристики формирующегося человека проявляются в несовпаде ниях моментов и направлений реализации мотивов общественного поведения и по знавательных интересов, в относительном обособлении нравственных, эстетических и гностических ценностей, в различиях между тенденциями личности и ее потенция ми как субъекта познания и деятельности. Не менее трудным, чем объективное определение «начала» индивида, личности, субъекта и гетерохронности всех этих состояний формирования человека, является определение объективных критериев зрелости человека. Не случайно именно эти трудности привели в современной психологической литературе к замене понятия «зрелость» понятием «взрослость»1 с тем, чтобы избежать многих осложнений, счита ющихся подчас неодолимыми. Зрелость человека как индивида — соматическая и половая — определяется биоло гическими критериями. Сравнительно с другими приматами человек обладает лишь большим диапазоном индивидуальной изменчивости моментов завершения соматиче ского и полового созревания, наступления физической зрелости. Однако если у всех животных, включая приматов, физическая зрелость означает глобальную зрелость все* го организма — его жизнедеятельности и механизмов поведения, то у человека нервнопсихическое развитие не укладывается полностью в рамки физического созревания и зрелости. Интеллектуальное развитие, неразрывно связанное с образованием, имеет свои критерии умственной зрелости, связанные с определенным объемом и уровнем знаний, свойственных данной системе образования в данную историческую эпоху. 'у Как явление умственной зрелости, так и критерии ее определения — историче ские. В еще большей мере таковыми являются многочисленные феномены граждан ской зрелости, с наступлением которой человек полностью становится юридически дееспособным лицом, субъектом гражданских прав (например, избирательных), по литическим деятелем и т. д. Все эти феномены варьируют в зависимости от обще ственно-экономической формации, классовой структуры общества, национальных особенностей и традиций и т. д. и ни в коей мере не зависят от физического развития человека. В общественной жизни важное значение имеет определение трудовой зре лости, т. е. полного объема трудоспособности, критерии которой в большой мере свя заны с учетом состояний физического и умственного развития. Следовательно, наступление зрелости человека как индивида (физическая зре лость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Противоречия индивидуального развития и его гетерохронность» з дисципліни «Людина як предмет пізнання»