ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Людина як предмет пізнання

Противоречия индивидуального развития и его гетерохронность
Индивидуальное развитие человека, как и вся­ кого другого организма, есть онтогенез с зало­ женной в нем филогенетической программой. Нормальная продолжительность человеческой жизни и последовательная смена стадий или фаз индивидуального развития строго определены этой программой и видовыми особенностями Homo sapiens. Зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение, старость составляют основ­ ные моменты становления целостности челове­ ческого организма. В онтогенезе человека возни­ кают и преодолеваются многие противоречия между наследственностью и средой, различны­ ми регуляторами жизнедеятельности (гумораль­ ными и нервными, кортико-ретикулярными и кортикальными, первосигнальными и второсигнальными), разными системами, органами и тка­ нями в целостной структуре организма. Одним из существенных проявлений внутренних про­ тиворечий онтогенетической эволюции следует считать неравномерность развития различных систем и их регуляторов. Естествознание, психология, медицина и пе­ дагогика накопили огромный фонд знаний о не­ равномерности и гетерохронности роста и дифференцировки тканей, костной и мышечной сис­ тем, различных желез внутренней секреции, основных отделов центральной нервной систе­ мы, анализаторных систем детей и подростков.

Человек как предмет познания

В деталях известны явления гетерохронности общесоматического, полового и нервнопсихического созревания. Даты каждой из этих форм созревания расходятся весьма значительно, и вариативность их возрастает по мере приближения к зрелости. Первоначально полагали, что неравномерность изменений и гетерохронность фаз развития — явления, специфические только для процессов роста и созревания. Одна­ ко опыт морфофизиологического, биохимического и психофизиологического иссле­ дования процессов старения показал, что гетерохронность инволюционных процес­ сов и неравномерность старения отдельных систем — капитальные явления позднего онтогенеза человека, имеющие не меньшее значение для онтогенеза в целом, чем гете­ рохронность созревания. Становление целостности организма и стабилизация его на определенном опти­ мальном для вида уровне в состоянии зрелости, зависящие от общих эффектов созре­ вания, сами определяют инволюционные процессы. Известно, что одним из важных факторов долголетия является наследственность, обнаруживаемая у нескольких по­ колений долгожителей, однояйцевых близнецов и т. д. Однако этот фактор не един­ ственный, и всегда его действие так или иначе опосредуется изменчивостью функций различных органов в зависимости от условий существования организма в среде оби­ тания, от характера воспитания и деятельности. Наибольшей индивидуальной измен­ чивостью под влиянием этих факторов обладают мозговые функции, особенно функ­ ции коры головного мозга человека. Среди этих функций, в свою очередь, самыми ва­ риабельными являются вербальные функции больших полушарий головного мозга, инволюция которых относится к числу наиболее поздних. Общее развитие жизнедея­ тельности связано с такими характеристиками использования, накопления и воспро­ изведения ресурсов организма, которые определяют долголетие и общую продолжи­ тельность жизни человека. Неравномерность процессов и гетерохронность смены со­ стояний индивида, выражающие внутренние противоречия развития, следовательно, содержат различные возможности жизни — от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других. Исследование этих возможностей составляет одну из главных задач геронтологии как науки о старении, старости и долголетии человека. Эта новая наука всесторонне изучает геронтогенез и обнаруживает явления старения одних органов и функций в глубокой старости, а некоторых не только в зрелом возрасте, но и в юности. Далеко не всегда, как мы увидим несколько позже, можно объяснить подобную гетерохронность инволюционных процессов генетическими и вообще биологическими причинами. Поэтому геронтология уделяет большое внимание исследованию образа жизни и ре­ жима долгожителей, Нравственных привычек (привязанностей и вкусов), взаимоот­ ношений в семье и в других общностях, трудового опыта, профессий и т. д. Все это, конечно, выходит далеко за пределы самого онтогенеза как реализации филогенети­ ческой программы в развитии индивида. Можно сказать, что геронтология, хотя и яв­ ляется медико-биологической дисциплиной, принуждена изучать не только онтоге­ нез, но и жизненный путь человека, печать которого накладывается на онтогенетиче­ ские фазы, особенно на фазы зрелости, старения и старости. Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в оп­ ределенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими события-

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

ми, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой — целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные ста­ дии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например преддошкольное, дошкольное и школьное детство. Практически ступени общественного воспитания, образования и обучения, составляющие совокупность подготовительных фаз жизнен­ ного пути, формирования личности стали определяющими характеристиками перио­ дов роста и созревания индивида. В процессе общественного воспитания и образования, т. е. в процессе формирова­ ния людей данного поколения, складываются «типичные характеры эпохи», социаль­ но ценные свойства поведения и интеллекта, основы мировоззрения и готовность к труду. Индивидуальная изменчивость всех этих свойств человека как личности опре­ деляется взаимодействием основных компонентов статуса (экономического, правово­ го, семейного, школьного и т. д.), сменой ролей и систем отношений в коллективах (макро- и микрогруппах), в общем социальном становлении человека. Соответствен­ но характеру этого взаимодействия развитие отдельных свойств происходит неравно­ мерно в каждый отдельный момент — гетерохронно. Внутренняя противоречивость развития личности, прявляющаяся в неравномерности и гетерохронности смены ее общественных функций, ролей и состояний, является фактором, усиливающим внут­ реннюю противоречивость онтогенетической эволюции. Особое значение имеет специфическое влияние социального развития личности на интенсификацию вербальных, речемыслительных процессов мозговой деятельно­ сти человека. Однако такое влияние истории становления личности на онтогенети­ ческую эволюцию индивида возникает только на определенной стадии онтогенеза и постепенно возрастает по мере накопления жизненного опыта и социальной активно­ сти личности. Это и понятно, поскольку начало личности наступает намного позже, чем начало индивида. Исходный момент онтогенеза — зигота и весь процесс эмбриогенеза с его двумя фазами (эмбриона и плода). Переход филогении в онтогению и есть начало индивида, предысторию которого можно усматривать и в оогенезе, вообще в механизме наслед­ ственности и сохранения видового генетического кода. Таким образом, начало инди­ вида не есть одномоментный акт его творения родительской парой; оно имеет более глубокие истоки в филогении и наследственности, передающиеся через родительскую пару. Кроме того, формирующийся индивид претерпевает ряд метаморфоз в утроб­ ный период жизни. Следовательно, индивид «начинается» задолго до рождения, и новорожденный ребенок приходит во внешнюю среду с определенной историей раз­ вития. До настоящего времени естествознание не располагает точными данными о том, какой сложности достигает функциональное развитие органов (например, отделов цен­ тральной нервной системы), морфогенез которых характеризуется высокой степенью готовности к функционированию после рождения (в первые недели жизни). Однако эмбриофизиология высших позвоночных животных дает основание сделать предпо­ ложение о возникновении на зародышевой стадии некоторых сложных рефлекторных структур и наиболее общих видов чувствительности (хеморецепции, терморецепции,

Человек как предмет познания

барорецепции, возможно, и вибрационной чувствительности). Если это предположе­ ние подтвердится, то распространенное в психофизиологии мнение об апсихизме (не­ одушевленности) всего утробного развития человеческого индивида потребует ради­ кального пересмотра. Установлено, что с первых недель жизни весьма интенсивно, причем с нарастаю­ щей скоростью, образуется масса сенсомоторных навыков и механизмов поведения, ориентации в окружающем мире и общения с людьми. Однако все это происходит в определенных условиях воспитания, оздоровительно-гигиенических забот о родив­ шемся человеке не только матери и отца, но и близких к ним людей. Одним из показа­ телей социального прогресса является превращение таких забот из частного дела се­ мьи в дело всего общества. Именно благодаря этому во многих странах понизилась детская смертность (наи­ более распространенная в раннем детстве) и, как следствие, увеличилась средняя про­ должительность жизни человека. Низкие индексы средней продолжительности жиз­ ни человека в колониальных и полуколониальных странах и в странах, недавно сбро­ сивших колониальное иго, являются следствием прежде всего высокой смертности детей в раннем возрасте и отсутствия благоприятных экономических и воспитатель­ но-оздоровительных условий для их развития. С момента рождения человек зависит от социальных условий существования, воспитания и оздоровления, формируется как одушевленное существо, психическая эволюция которого является не менее, а быть может, и более важным, чем физическая, показателем нормальности онтогенетиче­ ского развития и готовности к специфически человеческим механизмам поведения (прямохождению, артикуляции и моторной речи вообще, социальным контактам, предметной деятельности в форме игры и т. д.). Однако обе эти характеристики — социальная обусловленность развития и нали­ чие сложного, индивидуально приобретенного нервно-психического аппарата пове­ дения — еще недостаточны для утверждения, что новорожденный или младенец — личность, что начало личности — это моменты рождения, гуления, лепета, появления первых избирательных реакций на человека и т. д. Нельзя считать более убедитель­ ным доказательством и тот факт, что типологические свойства нервной системы и тем­ перамент, равно как и задатки, считающиеся так называемой природной основой лич­ ности, проявляются в эти периоды достаточно явно. Все эти генотипически обуслов­ ленные свойства человека как индивида первоначально существуют независимо от того, какая личность, с какими наборами социальных характеристик будет ими обла­ дать. Можно считать установленным, что на основе самых различных типов нервной системы может быть сформирован один и тот же типхарактера, равно как контраст­ ные характеристические свойства могут обнаружиться у людей с одним и тем же ти­ пом нервной системы. Лишь в ходе развития формирующегося человека эти свойства включаются в общую структуру личности и ею опосредуются. На первых этапах формирования личности нейродинамические свойства влияют на темпы и направление образования личностных свойств человека. Однако сами лич­ ностные свойства связаны с современным для данного общества и народа укладом жизни, с историей общественного развития, особенно с историей культурного, поли­ тического и правового развития, определившей становление современного образа жизни.

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

Человек, родившийся в определенном месте данной страны в семье, занимающей определенное положение в обществе, родители которого обладают тем или иным эко­ номическим, политическим и правовым статусом (соотношением прав и обязанно­ стей), формируется в этих социально заданных условиях, определяющих исходный, начальный момент его жизненного пути. Формирование ребенка как личности проис­ ходит в зависимости не только от статуса семьи, который он застает сложившимся, но и от освоения его родителями с момента рождения ребенка новых для них семейных ролей. Духовная атмосфера семьи — относительное согласие или напряженность во взаимоотношениях, близость родителей к ребенку, общность стратегии и тактики вос­ питания зависят в большей степени от этих социальных функций и ролей родителей, чем от статуса семьи, ее положения в обществе. Формирование начальных свойств личности связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения с их знаковым аппаратом (прежде всего словарным составом и грамматиче­ ским строем языка), предметной деятельности с ее социальной мотивацией, осознанием семейных и других ролей. Подобно тому как'начало индивида ~ долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, так и начало личности — долгий и многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий на втором-третьем годах жизни человека. В дальнейшем становление свойств личности протекает неравномерно и гетерохронно, соответственно последовательности усвоения ролей и смены позиций ребен­ ка в обществе. Эта гетерохронность личностного формирования накладывается на гетерохронность созревания индивида и усиливает общий эффект разновременности ос­ новных состояний человека. Бесспорно, что точки отсчета для начала онтогенеза и истории личности разделе­ ны многими месяцами жизни и существенно различными факторами. «Личность» все­ гда моложе «индивида» в одном и том же человеке; история личности, или жизненный путь (биография), хотя и отмечается датой рождения, однако начинается много поз­ же. Основными ранними ее вехами являются поступление ребенка в детский сад и, что особенно важно, в школу, что обусловливает более обширный круг социальных связей и включение в систему институций и общностей, свойственных современно­ сти, открывающих отдельному человеку доступ к истории человечества (через усвое­ ние суммы знаний, традиций и т. д.) и к программам его будущего. Становление человека как личности связано с относительно высоким уровнем нервнопсихического развития, что является необходимым внутренним условием этого станов­ ления. Под влиянием социальной среды и воспитания складывается определенный тип отражения, ориентации в окружающей сфере и регуляции движения у ребенка, выраба­ тывается сознание, т. е. самая общая структура человека как субъекта познания. Еще до самостоятельного передвижения и активной речи складываются необхо­ димые для предметной деятельности сенсомоторная структура и наиболее общие типы предметных действий рук. Одновременно со свойствами субъекта познания форми­ руются свойства субъекта деятельности. На оба вида новых свойств (непосредствен­ но детерминированных свойствами предметного мира, объективными свойствами и предметной деятельностью) огромное влияние оказывает комплекс социальных свя­ зей, из которого берет начало личность.

Человек как предмет познания

Социальное формирование человека не ограничивается формированием лично­ сти — субъекта общественного поведения и коммуникаций. Социальное формирова­ ние человека — это вместе с тем образование человека как субъекта познания и дея­ тельности, начиная с игры и учения, кончая трудом, если следовать известной класси­ фикации видов человеческой деятельности. Переход от игры к учению, смена различных видов учения, подготовка к труду в обществе и т. д. — это одновременно стадии разви­ тия свойств субъекта познания и деятельности, изменения социальных позиций, ро­ лей в обществе и сдвигов в статусе, т. е. становление личности. Различные характеристики формирующегося человека проявляются в несовпаде­ ниях моментов и направлений реализации мотивов общественного поведения и по­ знавательных интересов, в относительном обособлении нравственных, эстетических и гностических ценностей, в различиях между тенденциями личности и ее потенция­ ми как субъекта познания и деятельности. Не менее трудным, чем объективное определение «начала» индивида, личности, субъекта и гетерохронности всех этих состояний формирования человека, является определение объективных критериев зрелости человека. Не случайно именно эти трудности привели в современной психологической литературе к замене понятия «зрелость» понятием «взрослость»1 с тем, чтобы избежать многих осложнений, счита­ ющихся подчас неодолимыми. Зрелость человека как индивида — соматическая и половая — определяется биоло­ гическими критериями. Сравнительно с другими приматами человек обладает лишь большим диапазоном индивидуальной изменчивости моментов завершения соматиче­ ского и полового созревания, наступления физической зрелости. Однако если у всех животных, включая приматов, физическая зрелость означает глобальную зрелость все* го организма — его жизнедеятельности и механизмов поведения, то у человека нервнопсихическое развитие не укладывается полностью в рамки физического созревания и зрелости. Интеллектуальное развитие, неразрывно связанное с образованием, имеет свои критерии умственной зрелости, связанные с определенным объемом и уровнем знаний, свойственных данной системе образования в данную историческую эпоху. 'у Как явление умственной зрелости, так и критерии ее определения — историче­ ские. В еще большей мере таковыми являются многочисленные феномены граждан­ ской зрелости, с наступлением которой человек полностью становится юридически дееспособным лицом, субъектом гражданских прав (например, избирательных), по­ литическим деятелем и т. д. Все эти феномены варьируют в зависимости от обще­ ственно-экономической формации, классовой структуры общества, национальных особенностей и традиций и т. д. и ни в коей мере не зависят от физического развития человека. В общественной жизни важное значение имеет определение трудовой зре­ лости, т. е. полного объема трудоспособности, критерии которой в большой мере свя­ заны с учетом состояний физического и умственного развития. Следовательно, наступление зрелости человека как индивида (физическая зре­ лость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Противоречия индивидуального развития и его гетерохронность» з дисципліни «Людина як предмет пізнання»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ЗАОЩАДЖЕННЯ ТА ІНВЕСТИЦІЇ В МЕХАНІЗМІ ГРОШОВОГО РИНКУ
Аудит резервного капіталу
Якість створення продукту
СТРУКТУРА ГРОШОВОГО РИНКУ
Маятник в воде


Категорія: Людина як предмет пізнання | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 1763 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП