Фрагмент «Методики исследования межличностного восприятия в конфликтной ситуации» (А. И. Тащева)
Уважаемый товарищ! Просим Вашей помощи в изучении смысла термина «конфликт». Результа ты исследования будут использованы только в научных целях, анонимность Ва шего участия гарантируется. Инструкция испытуемому Перед Вами список слов, в различной степени связанных с понятием «кон фликт». Слова в списке расположены в случайном порядке. Вам необходимо распределить все слова списка на отрезке прямой справа и слева от термина «конфликт» таким образом, чтобы расстояние между каждым словом и терми ном «конфликт» отражало их смысловую близость. Важны именно эти расстоя ния, справа и слева слова распределяются лишь для удобства, так как пример но в одной точке может быть помещено несколько слов. Список синонимов 1. Диспут 10. Несогласие 19. Нелады 2. Стычка 11. Дискуссия 20. Схватка 3. Раздор 12. Разлад 21. Перепалка 4. Перебранка 13. Скандал 22. Рукопашная 5. Столкновение 14. Неполадки 23. Свалка 6. Распря 15. Разногласие 24. Спор 7. Брань 16. Драка 25. Потасовка 8. Размолвка 17. Ссора 9. Сражение 18. Битва В приведенном нами кратком обзоре мы ограничились примерами клас сических методических процедур исследования конфликта, без упоминания которых невозможно было бы понять непростую историю изучения кон фликтов, а также происхождение и характер существующих эмпирических исследований, и методик, которые доступны отечественным исследователям, релевантны для нашей культуры или апробированы в ней. Понятно, что в за падной практике применяется более широкий спектр методов (в частности, опросных), используемых, например, для выявления стилей взаимодействия конфликтующих сторон. Вместе с тем и по сей день, несмотря на интенсивное развитие конфликто логии, процедуры изучения конфликта остаются «слабым местом». Анцупов Глава 4. Методы изучения конфликта 1 7 1 и Шипилов, авторы обзора методов исследования и диагностики конфлик тов, включают в него — помимо описания общенаучных методологических принципов исследования, основных этапов анализа конфликтов и т. д. — и методы психологии. Однако речь в основном идет о методах, направленных на изучение взаимоотношений, психологического климата и т. д. с помощью опросных методик или социометрии. Кроме того, упоминаются разнообразные диагностические методики, с по мощью которых выявляются такие особенности личности, как агрессивность, тревожность и др. (Анцупов, Шипилов, 1999). В большинстве случаев они могут использоваться в исследовательских целях или быть источником ин формации об участниках конфликта, но, в строгом смысле, они не являются методами изучения самого конфликта. Это относится и к более новым изда ниям, в том числе специально посвященным методам изучения конфликтов (Леонов, 2005). В то же время следует отдавать себе отчет в том, что методическая проце дура, выбранная для изучения конфликта, в свою очередь определяет и пред мет исследования. Проиллюстрируем это следующим примером. В ряде исследований, вы полненных на основе самоотчетов индивидов, было показано, что чаще всего они связывают свою неудовлетворенность отношениями с недостаточно от крытой и ясной коммуникацией, и чем эта неудовлетворенность больше, тем чаще она проявляется. Напротив, хорошо приспособленные друг к другу партнеры говорят о самораскрытии и меньшем избегании конфликтов. Более малочисленные исследования связаны с прямым наблюдением кон фликта партнеров, взаимодействие которых, как показали наблюдения раз ных авторов, включало не только прямую дискуссию по проблеме, но и раз нообразные формы ухода от конфликта. Партнеры создают свой стиль пре одоления, и степень их ориентации на столкновение или избегание зависит в том числе и от личных представлений и ценностей (что было получено опять-таки с помощью самоотчетов). Совершенно очевидно, что это не просто разные методические подходы к изучению конфликтных явлений, но и фактически разные явления. В слу чае использования самоотчетов людей мы работаем с образами конфликтной ситуации, возникающими у ее участников, с их интерпретациями происходя щего. В случае прямого наблюдения — сам исследователь интерпретирует происходящее (не говоря уже о необходимости учитывать вероятное влияние присутствия наблюдателя или средств фиксации на поведение людей в этой ситуации). Методические проблемы в первую очередь определяют недостаточность эмпирических данных в сфере описания феноменологии конфликтов; неже лание молодых ученых, ориентированных на «академическую» науку, обра щаться к этому явлению, столь малодоступному традиционным типам иссле дования; преимущественную ориентацию сегодняшних специалистов скорее на практику работы с конфликтами, чем на их изучение.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Фрагмент «Методики исследования межличностного восприятия в конфликтной ситуации» (А. И. Тащева)» з дисципліни «Психологія конфлікту»