Тест К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» (фрагмент)
1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответствен ность за решение спорного вопроса. Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны. 2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собст венных. 3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отно шения. Глава 4. Методы изучения конфликта 1 6 5 16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. 19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затрону тые интересы и спорные вопросы. Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со време нем решить его окончательно. 20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть все разногласия. Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. 30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совме стно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха. Обработка ответов позволяет выявить, в какой степени в репертуаре чело века представлены стратегии соперничества, сотрудничества, избегания, усту пок или поиска компромисса. Формулировки, составляющие вопросник, «очищены» от ситуативного контекста и потому дают возможность диагно стировать именно личностные тенденции к преимущественному использова нию каких-то стратегий. Одним из излюбленных приемов выявления свойственных человеку пове денческих стратегий в конфликтных ситуациях, который используют психо логи, является предложение респонденту серии ситуаций, в которых он дол жен выбрать ту или иную стратегию поведения. Самый ранний вариант такой методики — широко известный тест Ф. Ро- зенцвейга. Он состоит из картинок, описывающих некий инцидент между персонажами, причем испытуемому предлагается идентификация с одним из них. Слова его партнера призваны оказать эмоциональное воздействие на за полняющего тест, поскольку содержат явное или скрытое обвинение в его ад рес или препятствуют удовлетворению его потребностей. Ответы испытуемого категоризируются в соответствии со специальной схемой. Тем самым можно выявить, в какой мере человеку свойственно реагировать на такие фрустри- рующие ситуации поиском виноватого вовне, самообвинением и другими из вестными типами реакций. Существуют детский вариант теста Розенцвейга, а также созданная на основе методической идеи Розенцвейга модификация теста, адаптированная к организационным ситуациям нашей культуры. Методика рисуночного теста «Деловые ситуации» состоит из 20 рисун ков, изображающих конфликтные ситуации производственного характера (рис. 4.3). Процедура опроса, обработки данных и интерпретации результатов аналогична тем, что используется в тесте Розенцвейга (Практическая психо диагностика, 1998). Для решения задач изучения поведения в семейных конфликтах предна значен опросник Ю. Алешиной, Л. Гозмана, Е. Дубовской «Характер взаимо действия супругов в конфликтных ситуациях» (1987). Он содержит описание 32 ситуаций взаимодействия супругов, которые носят конфликтный харак тер. Эти ситуации отражают: 1) проблемы отношений с родственниками 1 6 6 Часть I. Основы изучения конфликтов и детьми, 2) вопросы, связанные с воспитанием детей, 3) проявление автоно мии одним из супругов, 4) нарушение ролевых ожиданий, 5) рассогласование норм поведения, 6) доминирование одного из супругов, 7) проявления ревно сти, 8) разногласия в отношении к деньгам. Существуют два варианта опросника — для женщин и мужчин, основан ные на одних и тех же ситуациях.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Тест К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» (фрагмент)» з дисципліни «Психологія конфлікту»