Особенности кампании по наблюдению за ходом голосования
Бригадирам желательно обеспечить каждого на блюдателя следующим: * значком (или бэджем) с указанием, что этот человек наблюдатель; * адресами и номерами телефонов, по которым можно связаться с вышестоящим членом штаба; * удостоверением наблюдателя; * телефонными карточками и жетонами; * протоколами о количестве пришедших на из бирательный участок; * документами (актами, особыми мнениями чле нов комиссии, листами наблюдения, жалобами на блюдателей, заявлениями и т.п.) по наблюдению за ходом голосования. Бланки вышеуказанных документов желательно изготовить заранее. На них, помимо номера избира тельного участка, во избежание ошибок можно ука зать и его местонахождение, а также предмет выбо ров. Все документы должны быть составлены так, чтобы их содержание было понятно в любом насе ленном пункте без^дополнительных пояснений, а указанных в них граждан (в том числе составителей) можно было без труда найти. При распределении наблюдателей координатору кампании по наблюдению за ходом голосования же лательно в первую очередь ставить их на участки с наибольшим количеством избирателей, стараясь наи меньшим их числом контролировать как можно боль шее количество комиссий и участков. Наибольшее число наблюдателей следует напра вить туда, где работают не совсем «надежные» из- 231 бирательные комиссии, которые можно выявить, проанализировав предыдущую избирательную кам панию. Один из наблюдателей должен постоянно нахо диться в зале, наблюдая за ходом голосования. Ему желательно не выпускать из поля зрения кабинет пред седателя комиссии (его заместителя либо секретаря) или комнату отдыха с телефоном (если таковой име ется). Другой наблюдатель может быть востребован в случае, если избирательная комиссия не соглашает ся переместить ящик для голосования, расположен ный за кабинами, откуда наблюдение за ним из зала невозможно либо затруднено при одновременном соблюдении требования обязательного прохождения избирателей через кабину и доступности для наблю дения за урнами. Как минимум один наблюдатель должен контро лировать ход голосования с переносным ящиком. Особенно если на территории участка имеется боль ница либо проживает значительное количество лиц пожилого возраста. Но если число просьб избирате лей о голосовании дома невелико, например, не сколько десятков на несколько тысяч избирателей, то при подсчете голосов из переносных ящиков мож но обойтись простым сравнением количества бюлле теней с данными списка лиц. Можно выделить следующие наиболее частые нарушения, которые могут иметь место в процессе голосования: * «вбрасывание» бюллетеней (до голосования, в процессе голосования и при подсчете голосов) в урну на участке (причем вбрасываться могут не обязатель но заполненные бюллетени, а и, например, пустые бланки бюллетеней с целью признания голосования наверняка состоявшимся); * выход с переносным ящиком для голосования без заявок граждан или с фальсифицированными 232 заявками, или с большим, чем по заявкам, количе ством бюллетеней; . * выдача одному гражданину нескольких комп лектов бюллетеней; * выдача бюллетеней гражданам, не предъявив шим документов, удостоверяющих личность; * неоднократная выдача бюллетеней одному и тому же гражданину; * голосование бюллетенями не установленного образца. Бюллетень для голосования выдается избирателю под роспись членом участковой комиссии на основа нии списка граждан, имеющих право участвовать в выборах после предъявления паспорта или заменяю щего его удостоверения личности. Он заполняется голосующим в кабине или комнате для тайного го лосования. При заполнении бюллетеня запрещается присутствие кого бы то ни было, помимо голосую щего. В случае если избиратель считает, что при запол нении бюллетеня совершил ошибку, он вправе об ратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Получив испорченный бюллетень (на котором должна быть собственноручная подпись избирателя), член участковой комиссии должен выдать новый бюл летень и сделать об,этом отметку в списке граждан, имеющих право участвовать в выборах, напротив фамилии избирателя, допустившего ошибку. Источник искажений при передаче информации из участков в Центризбирком можно выявить при наличии копии итоговых протоколов из комиссий разных уровней. В связи с этим основной задачей на блюдателей в избирательных комиссиях (помимо кон троля за соблюдением законодательства о выборах) является получение копии итогового протокола ре зультатов голосования. 233 Данную информацию необходимо как можно быстрее передать вышестоящему члену команды, а затем в областные отделения штаба определенного кандидата. Из областного отделения в главный штаб передается (также срочно) уже информация со всех избиркомов, расположенных в данной области. Что же касается контроля за соблюдением изби рательного законодательства в ходе голосования, то в случае его нарушения член избирательной комис сии может: * попросить нарушителя задержаться для выяс нения обстоятельств; * составить акт установленной формы; * поставить в известность председателя комис сии; * поставить в известность вышестоящую комис сию; * записать свое особое мнение в протокол засе дания комиссии и приложить его к итоговому прото колу результатов голосования; * отказаться от подписания итогового протоко ла, что не исключает приложения к нему особого мнения. В свою очередь наблюдатель в тех же целях вправе: * попросить нарушителя задержаться для выяс нения обстоятельств; * составить акт установленной формы, подписы ваемый лицом, выявившим нарушение; * написать жалобу в соответствующую или вы шестоящую комиссию; * поставить в известность председателя вышесто ящей комиссии, зачитав ему свою жалобу по теле фону, или прокурора. И члену избиркома, и наблюдателям в случае нарушения законности выборов прежде всего необ ходимо зафиксировать факт нарушения в специаль ном акте. Данный акт желательно составить в 3-х эк земплярах: 234 * в вышестоящую избирательную комиссию; * в данную избирательную комиссию; * оригинал — в штаб кандидата. Факт нарушения желательно зафиксировать крат ко и беспристрастно. В акте неуместны политическая и/или нравственная оценка нарушения. Юридичес кая суть нарушения, если она понятна составите лю, может иметь место в жалобе либо особом мне нии. Желательно, чтобы акт подписало как можно больше людей. Таковыми могут быть следующие (в первую очередь очевидцы происшествия) лица: * наблюдатели; * члены комиссии; * свидетели (в том числе из числа избирателей); * нарушители (в случае их отказа его необходимо зафиксировать и удостоверить подписями составите лей в акте); * председатель избирательной комиссии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Особенности кампании по наблюдению за ходом голосования» з дисципліни «Технологія організації виборів»