Можно выделить следующие виды листовок: * информирующие; * знакомящие; * приглашающие; * благодарящие; * программные; * контрпропагандистские; 4 Н. Н. Малишеаский 97 * напоминающие; * вспомогательные. Информирующие листовки могут изготавливать ся в случаях, когда имеется подходящий инфоповод. Делается это для того, чтобы в одном контексте с ним еще раз упомянуть кандидата. В качестве примера подобной листовки можно привести листовку, ин формирующую избирателя, например, об окончании сбора подписей в пользу кандидатов. Листовка может быть выпущена от имени «Клу ба избирателей» и в ней обязательно должна быть выделена каким-либо способом фамилия определен ного кандидата. Аналогичная листовка может по явиться и до начала избирательной кампании, но информировать соответственно о начале сбора под писей. Главное требование к информирующей листов ке: вся информация вращается вокруг определенно го кандидата, но ни в коем случае не содержит пря мой агитации и призывов к избирателям отдать за него свой голос. Знакомящие листовки изготавливают для того, чтобы познакомить избирателя с наиболее общей информацией о кандидате. Обычно это самый рас пространенный вид листовок, содержащий следую щие сведения: ФИО (выделенные крупным шриф том), краткая биография, суть программы, слоган и фото кандидата, помещенные, как правило, в верх нем левом или правом углу листовки. Размер подоб ной листовки — формат А4. Приглашающие листовки могут быть небольшо го размера и не иметь фотографии кандидата. Обяза тельно необходимо указать лишь ФИО и слоган. Обыч но такие листовки изготавливаются для приглашения избирателей на встречи с кандидатом, на какие-то мероприятия, устраиваемые его командой, на голо сование и т.д. Как правило, они вручаются непосред ственно избирателю либо разносятся предваритель- 98 но (за 2—3 дня до планируемого мероприятия) по почтовым ящикам. Благодарящие листовки в целом похожи на ин формирующие. Основное различие состоит лишь в том, что информирующая листовка как бы непредв зята и дистанцируется от определенного кандидата, в то время как благодарящая, наоборот, распростра няется от его имени. Благодарящие листовки можно выпустить, напри мер, в связи с окончанием сбора подписей или пер вого тура голосования (если кандидат не избран уже в первом туре). Примерным текстом подобной лис товки может стать следующий: Уважаемый избиратель! Искренне благодарен и признателен Вам, если Вы приняли участие в голосовании на выборах. Вдвойне при знателен и благодарен, если Вы отдали свой голос за меня. Уверен, что и во втором туре голосования (дата) Вы не останетесь безразличным на блюдателем. С уважением и благодарностью— Ваш кандидат. (ФИО) («живая» подпись») Программные листовки предназначены для оз накомления избирателей с программой определен ного кандидата. Если программа весьма объемна по размерам, на листовке необходимо поместить хотя бы ее суть. При этом необходимо специально выде лить наиболее важные места, разделы и т.д. В конце текста желательно поместить «живую» подпись кан дидата и какую-либо небольшую фразу (типа: «Же лаю удачи»). На программной листовке могут быть помещены: небольшая фотография кандидата и слоган. Обязатель но наличие Ф.И.О., причем повторенных, по мень шей мере, несколько раз и выделенных шрифтом. Контрпропагандистские листовки, как правило, изготавливаются, если имеется необходимость, для ответа на информационный «накат» соперника (или 99 соперников). Либо если нужно довести до сведения избирателей какую-то информацию, уличающую оп ределенного кандидата (кандидатов) в неких неза конных махинациях, темных делах и т.п. Обычно эти листовки выпускаются от имени какого-нибудь ми фического «Клуба избирателей», т.к. лица, стоящие за их выпуском, как правило, предпочитают оста ваться в тени. Использование компрометирующей разновидно сти контрпропагандистских листовок наиболее эф фективно за 4—6 дней до дня голосования. Содержа ние и оформление контпропагандистских листовок зависит от информации, которую предлагается в них использовать. Напоминающие листовки обычно печатаются в виде небольших открыток или календариков, внеш не красиво оформленных и содержащих ненавязчи вое «напоминание» о том, за кого голосовать на вы борах. Они могут выполняться и в виде буклетов. Вспомогательные листовки выпускаются группой поддержки определенного кандидата, если лицо или ряд лиц, пользующихся большой популярностью и любовью в народе, готовы публично поддержать дан ного кандидата. Такие листовки изготавливаются в виде обращения указанных лиц с призывом отдать свои голоса за «хорошего человека и гражданина», с их «живыми» подписями. Можно поместить фото с изображением кандидата в окружении данных лиц. Разновидностью вспомогательных листовок можно назвать листовки-коллажи, где на фотографии рядом с кандидатом изображены, к примеру, Моника Ле- вински и Саддам Хусейн. Следует отметить, что для как можно более дли тельной «жизни» листовок на них желательно разме стить следующую полезную для избирателя инфор мацию: * календарь; * расписание движения общественного транспорта; 100 * телефоны жилищно-коммунальных служб, до моуправлений, поликлиник и т.п.; * советы по хозяйству; * инструкции по улучшению здоровья; * другую полезную информацию. Обычно листовки изготавливают в черно-белом варианте. Учитывая финансовые ограничения, уста новленные избирательным законодательством, делать листовку многоцветной нежелательно. Эффективнее будет изготовление пусть и очень небольшого коли чества, но цветных плакатов (естественно, учитывая их «ценность», относиться к ним необходимо крайне бережно). Следует учитывать, что чрезмерное использова ние шикарных цветных носителей наружной поли тической рекламы может вызвать не только право мерные вопросы избиркома, но и неприятие значительного числа избирателей по принципу: «Лю дям есть нечего, а он (кандидат) такие деньги на ветер выбрасывает».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Виды листовок» з дисципліни «Технологія організації виборів»