Использование некоторых закономерностей социальной перцепции
Социальная перцепция - это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, других людей, социальных групп, общностей. Это не что иное, как проявление социальной обусловленности восприятия, когда объект (субъект) воспринимается не только как некая данность, но в процесс восприятия включаются прошлый опыт, психологические установки, цели. Собственно, отмеченные выше социально-психологические феномены “контраста”, “подобия” и “ореола” так же имеют непосредственное отношение к социальной перцепции. В рамках данного научного направления было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт. В частности, в процессе такого восприятия происходит смысловая оценочная интерпретация объекта, в том числе и причинных (каузальная атрибуция), имеет место взаимовлияние, эмоциональное отношение. По данным исследований А.А. Бодалева и представителей его научной школы, восприятие и понимание человека человеком характеризуется следующими моментами: - формируется чувственный, эмоционально окрашенный образ; - образ целостный, контактный, хотя и субъективный; - образ осмысленный, т. е. включающий общественные знания о данной категории людей; - образ связан с психологическими установками; - играет немаловажную роль внешний облик, возраст, профессия, внешность, ролевые функции. Как эти характеристики можно использовать для формирования эффективного политического имиджа? Делать это следует с опорой на следующие закономерности социальной перцепции. а) Так как образ чувственный, эмоционально окрашенный, то необходимо, чтобы претендент производил сильное впечатление, чтобы о нем “заговорили”. Это достигается соответствием личностных черт социальным ожиданиям (см. “идеальный образ”); яркими, реалистично воспринимаемыми обещаниями; умением оказывать влияние на людей, личным превосходством. б) Образ должен быть целостный, непротиворечивый, “сбалансированный”. в) Осмысленный, а это достигается знаниями о данной категории людей (“из директоров”, “из партаппарата” и пр.). Акцентирование внимания на тех или иных чертах биографии позволяет “управлять” осмысленностью имиджа. г) В формировании имиджа должны присутствовать психологические установки. Они играют огромную роль в межличностном восприятии и оценивании, а потому должны формироваться самим кандидатом, его сторонниками и неофитами, средствами массовой информации. И здесь можно использовать факты биографии, достижения, отношения, свидетельскую рекламу и пр. д) Социальные роли должны быть связаны с “идеальным образом”, эффект от них только усилится, если они будут связаны с позитивным мифотворчеством: “кумир”, “хозяин”, “герой”, “заступник”.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Использование некоторых закономерностей социальной перцепции» з дисципліни «Політична психологія»