Под утратой в психологии понимается потеря чего-то значимого, ценного, того, к чему у индивида существует сильная аффективная привязанность, того, что способствует ощущению индивидом целостности себя и стабильности своего существования. Это не всегда смерть близкого или другого значимого человека. К категории утраты можно отнести множество ситуаций. Это могут быть и потеря работы, статуса, трудоспособности, физической привлекательности, материальных ценностей, а также развод, смерть домашнего животного или публичного лица и пр. Прерывание беременности, смерть пренейта или ребенка в перинатальном периоде является, безусловно, значимой утратой. Различают физическую утрату и символическую утрату. Физическая утрата – это утрата осязаемого объекта, очевидного и понятного окружающим. Такая утрата чаще всего признается окружающими. Символическая утрата – это потеря чего-то неосязаемого, но символически значимого для человека (выход на пенсию, развитие хронического заболевания, рухнувшие надежды), и зачастую не признается окружающими как утрата, вызывающая чувства, требующие переживания в течение некоторого времени (Guidelines for health care…, 2001). Перинатальные утраты сочетают физическую утрату (гибель ребенка) и символическую (несостоявшаяся попытка приобрести новый социальный статус матери или отца). Перинатальная утрата является психической травмой, так как вызывает переживания, имеющие длительное воздействие на психику человека (Perrez M., Laireiter A. – R., Baumann U., 2002; Чемберлен Д., 2005). Психическая травма как последствие стресса бывает тяжелее самого стресса, может провоцировать саморазрушающее поведение (Аверьянов В. В., 2006). Отреагирование ситуации психической травмы требует определенного времени. Чем сильнее была травма, тем больше необходимо времени на то, чтобы справиться с ней, времени, в течение которого человек горюет. Горе (bereavement) – это растянутый во времени, включающий в себя множество изменений процесс переживаний, связанный с психологической, поведенческой, социальной и физической реакциями на утрату. К. Е. Изард выделял биологическую и социальную функции горя (Изард К., 1980). Горе – естественный процесс, и его отсутствие может указывать на отклонение от нормы, быть признаком патологии. Это специфическое субъективное чувство, сопровождающее утрату, зависящее от индивидуального восприятия человеком утраты и не требующее социального признания или оценки окружающих. В основе психологических причин горя лежит один общий фактор: ощущение потери ценного и любимого, того, к чему имелась сильная аффективная привязанность (Изард К., 1980). Горе тем сильнее, чем сильнее привязанность к утерянному объекту. На переживание горя влияют когнитивное, эмоциональное, социальное развитие, культурно-этнические особенности, религиозные верования. Горе сопровождается трауром и скорбью. Траур (mourning) – это культурно обусловленная и/или публичная демонстрация горя через поведение индивида и осуществление принятых в культуре ритуалов. Это процесс, благодаря которому может быть структурирован и завершен цикл переживания горя. Скорбь включает в себя весь комплекс эмоциональных, соматических и социальных процессов, вызванных смертью близкого человека, переживание потери (Guidelines for health care., 2001). В некотором смысле можно сказать, что процесс скорби представляет 128
И. В. Добряков. «Перинатальная психология»
собой медленное ослабление связи с умершим. Умерший человек уже предстает не в физическом смысле, а интегрируется во внутренний мир. Ситуация прерывания беременности, потери пренейта или новорожденного существенно отличается от ситуаций, возникающих при иных утратах (утрате статуса, трудоспособности, материальных ценностей, близкого человека и пр.). Это сложнейший биопсихосоциальный феномен. В его биологическом аспекте лежит значительный физиологический стресс, при котором существует реальная или воображаемая угроза жизни и здоровью самой женщины. Прерывается начавшееся формирование диады «мать – пренейт», сопровождающееся перестройкой гормонального фона женщины, изменениями обмена веществ, биоэлектрической активности ее головного мозга и пр. При прерывании беременности биологические характеристики не сразу приходят в норму, а восстанавливаются постепенно. В связи с этим после прерывания гестации женщина может испытывать физиологические симптомы беременности еще в течение некоторого времени, что, как правило, воспринимается тягостно. Отягчающим обстоятельством является то, что само прерывание беременности часто сопровождается болью, кровянистыми выделениями или кровотечением, хирургическими манипуляциями, а иногда и расширенным оперативным вмешательством (например, в случае выявления внематочной беременности, экстренном кесаревом сечении). Сочетание физиологического стресса с отягчающими социокультурными и психологическими факторами дает в результате сложную картину травмирующего опыта («взаимодействующая травматиация» по Эмерсону) (Эмерсон В. Р., 2005). При этом возрастает вероятность риска развития осложненного переживания горя. Специфика такой формы утраты, как потеря беременности и гибель новорожденного, определяется во многом тем, что эмоциональная связь родителей с плодом возникает еще до рождения. Родители формируют свои надежды и мечты о себе как о родителях и о своем ребенке, который является продолжением их жизни. Его рождение помогает им справиться со страхом смерти, хотя это и не осознается. Потерянные образы и проекции представляют собой основные вторичные потери, в том числе и относящиеся к себе, которые должны быть оплаканы вне зависимости от возраста ребенка. И даже в случае смерти до рождения несостоявшиеся родители очень интенсивно переживают символическую утрату. Поэтому в сравнении с другими видами переживания потери родительское горе особенно сложно и длительно, с сильными и не всегда явно связанными изменениями симптомов с течением времени. Особенности перинатальной утраты обусловливают определенные преграды, мешающие несостоявшимся родителям переживать горе и быть в трауре (Rando T. A., 1993). Во-первых, утрата есть, но у женщины и мужчины могут возникать трудности ее признания, так как смерть ребенка нарушает их базовую родительскую функцию и противоречит законам природы. Во-вторых, в обществе распространено облегченное отношение к такой утрате, так как умерший младенец не успел социализироваться, развить самосознание, «ничего не понимал». Поэтому для большинства окружающих эта потеря не является реальной, а потому право родителей на длительное горе и полноценное переживание процесса горя не признается. В то же время пара, чья первая беременность заканчивается утратой, не считается выполнившей переход в родительство и, соответственно, не приобретает статус взрослости. В-третьих, при потере беременности или смерти новорожденного нет выраженного феномена отсутствия, а потому нет и сигнала об утрате. Это создает трудности интернализации факта, что смерть действительно произошла. «Не стало того, кого как бы еще и не было», – утешал одну из моих пациенток муж. Она с этим не соглашалась. Для нее, части диады, ребенок был! У несостоявшихся родителей, особенно у отца, слишком мало материала для реалистических воспоминаний об умершем и о взаимоотношениях с ним. К тому же роль родителя предполагает большую активность и требует определенного ролевого пове129
И. В. Добряков. «Перинатальная психология»
дения, поэтому ее сложно переструктурировать и перевести в здоровый интрапсихический план (Guidelines for health care…, 2001). Таким образом, с потерей ребенка любого возраста у родителей возникает целый комплекс физических и символических утрат: утрата внешнего объекта, утрата значимого другого (объекта привязанности), утрата статуса (родительства), утрата будущего, утрата стадии жизненного цикла, утрата надежды, мечты, творения, части себя, семьи, друг друга, поколебленная самооценка и экзистенциальная потеря. Экзистенциальная потеря, ассоциированная с перинатальной потерей, очень часто недооценивается как пациентами, так и специалистами. Суть ее можно выразить так: когда умирает родитель, человек теряет свое прошлое, а когда умирает ребенок, человек теряет свое будущее. Для женщины утрата ребенка – это сочетание утрат себя беременной, чувства принадлежности к диаде, единения с плодом, утраты ожидаемого материнства и утраты особого внимания к себе. Снижается самооценка, подрывается вера в свои силы, так как женщина перестает доверять своему телу, которое не справилось с задачей вынашивания и рождения ребенка. Это может усугубляться болезненными замечаниями по этому поводу окружающих, особенно мужа, что оказывает большое влияние на переживание утраты, существенно отличает переживания перинатальных потерь от других типов (Guidelines for health care., 2001).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Специфические особенности перинатальной утраты» з дисципліни «Перинатальна психологія»