При семантической афазии первичным дефектом является нарушение симультанного оптико-пространственного гнозиса и праксиса. В связи с этим первостепенной задачей восстановительного обучения является преодоление пространственной апрактоагнозии. Этот раздел восстановительного обучения включает: - схематическое изображение пространственных взаимоотношений предметов; - изображение плана пути, комнаты и т.д.; - конструирование по образцу, по словесному заданию; - работа с географической картой, часами; - восстановление способности понимания слов с пространственным значением (предлогов, наречий, глаголов с приставками «движения» и т.д.); - наглядное изображение простых пространственных ситуаций, обозначаемых предлогами и другими частями речи. На основе полученных в этом плане навыков проводится восстановление способности употреблять слова и фразы, отражающие количественно-оптико-пространственные взаимоотношения объектов: - заполнение пропущенных «пространственных» элементов в слове и фразе; - составление фраз со словами, имеющими пространственное значение («дальше, ближе, вчера, завтра, давно, скоро» и пр.), а также содержащими соответствующие морфемы (приставки, предлоги, суффиксы). Такие морфемы предъявляются с опорой на картинку или реальную ситуацию типа «подойти, отойти; объехать, отъехать, кулак, кулачище...». - конструирование сложноподчиненных предложений. При условии, что элементарные пространственные, количественные и временные категории вербального уровня больному доступны, переходят к восстановлению способности понимания логико-грамматических конструкций. Для этого используются: - картинное изображение сюжета конструкции; - введение дополнительных слов, обеспечивающих смысловую избыточность («отец моего брата», «письмо от любимой подруги» и т.д.); - введение логико-грамматических конструкций в развернутый смысловой контекст; - предъявление конструкций письменно, а затем устно.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Восстановление речи при семантической афазии» з дисципліни «Основи нейропсихології»