Одной из особенностей современного состояния психологической науки в России служит сочетание, с одной стороны, высокой востребованности психологического знания и самих его носителей - психологов, с другой, - ослабление попыток внести порядок в это знание и явное пренебрежение к методологическим вопросам. Такое сочетание не выглядит сколь-либо парадоксальным: если психологическое знание «покупают», а покупают его повсеместно и очень охотно, значит, оно того заслуживает, а, стало быть, нет нужды сомневаться в его адекватности и ломать голову над «проклятыми» методологическими вопросами, которые к тому же, как показывает опыт более чем столетнего развития психологической науки, все равно не разрешимы. Да и вообще отечественные социогуманитарии все более явно превращаются из производителей знания, в трансляторов знания, произведенного западной наукой, в нашу социальную практику. В подобных условиях было бы странно, если бы психологи вместе того, чтобы продавать охотно покупаемый у них товар – психологическое знание (или то, что считается таковым), занялись его придирчивым изучением и выявлением его скрытых изъянов. Тем не менее диспропорция между неудовлетворительным состоянием психологического знания и его высокой востребованностью не может не настораживать, поскольку рано или поздно может обернуться предъявлением психологическому сообществу оправданных рекламаций. А известная мысль непопулярного ныне автора: тот, кто переходит к решению частных вопросов, оставив у себя “в тылу” нерешенные общие вопросы, будет постоянно на них натыкаться (и спотыкаться), - актуальна и поныне. В результате постановка вопроса о том, что же представляет собой психологическое знание, как оно организовано и структурировано, вполне уместна и сейчас, когда приготовленные психологами блюда принято, как в рассказе одного из классиков русской литературы, есть, не глядя в тарелку. Трудно не согласиться и с тем, что “самая актуальная проблема психологии на современном этапе - это интеграция психологического знания” (Мазилов, 2003, с. 218), если, конечно, не понимать эту интеграцию как искусственное подведение под общий знаменатель заведомо не подводимых под него подходов и направлений. А интеграция психологического знания едва ли возможна без его систематизации, позволяющей навести хотя бы минимальный порядок в психологическом “хозяйстве”. К числу основных структурных элементов психологического знания можно отнести следующие : 1. базовые «идеологии» (и сопряженные с ними системы методологических принципов); 2. категории; 3. теории; 4. законы; 5. обобщения; 6. объяснения и интерпретации; 7. прогнозы и предсказания; 8. факты и феномены; 9. знание контекста (установления фактов и проявления феноменов); 10. эмпирически выявленные корреляции между феноменами; 11. описания; 12. методики; 13. технологии; 14. знания, ассимилированные психологией из смежных наук.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Строение психологического знания» з дисципліни «Психологія і методологія»