Смешанный факторный план с позиционным уравниванием
Рискинд и Мэдакс (Riskind & Maddux, 1993), по-видимому, смотрели слишком много плохих фильмов ужасов про пауков, и это навело их на мысль проверить, как люди управляют своими эмоциями в ситуациях, вызывающих страх. Они постро или смешанный факторный план 2 χ 2, в котором управляли двумя параметрами: самоуважением и «устрашающим приближением». Самоуважение — это чувство собственной компетентности в решении жизненных проблем. Обычно его изуча ют как субъективную переменную, но в данном исследовании им управляли экс периментаторы. Участников попросили представить ситуацию, в которой они си дят на стуле в маленькой комнате, по которой бегает тарантул. Участникам, вы полняющим задание в условиях высокого самоуважения, велели представить, что дверь в комнату открыта, что они могут свободно передвигаться, а под рукой име ется журнал, которым можно при необходимости ударить паука. Участникам, слу чайным образом распределенным в группу с условием низкого самоуважения, веле ли представить, что они крепко привязаны к стулу, дверь закрыта, а журнал лежит вне досягаемости. Пока участники представляли себе подобные обстоятельства, им показывали фильмы про пауков, в которых они а) сидели неподвижно или убегали или б) приближались (переменная «устрашающее приближение»). Действие этой переменной оценивалось многократно, а ее значения изменялись в порядке, полу ченном с помощью позиционного уравнивания (к сожалению, авторы не указали, какая именно процедура позиционного уравнивания была использована). Зависи мой переменной была сила страха, самостоятельно оцениваемая испытуемыми. Результаты этого исследования, представленные на рис. 8.9 в матричном и гра фическом виде, хорошо иллюстрируют ситуацию приоритета взаимодействия пе ред основным эффектом. Несложно заметить различия между значениями средне го арифметического по рядам и столбцам, при этом оба основных эффекта явля ются статистически значимыми. Но гораздо более важно, что между факторами 2 9 4 Глава 8, Экспериментальный план II: факторные планы было обнаружено взаимодействие. Участники испытывали очень сильный страх (4,50) при создании ситуации фильма ужасов (надвигающиеся пауки плюс низкое самоуважение), а при трех других условиях они сообщили о среднем или низком уровне страха (2,24, 2,64, 2,73). Таким образом, у участников с высоким самоува жением уровень страха был невысоким вне зависимости от движения пауков, тог да как у испытуемых с низким самоуважением он зависел он того, приближаются или удаляются пауки. Рис. 8 . 9 . Влияние «угрожающего приближения» и самоуважения на чувство страха (Riskind & Maddux, 1993)
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Смешанный факторный план с позиционным уравниванием» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»