ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Дослідження в психології: методи і планування

Классические исследования — запоминание во сне
Как вы уже знаете, основное достоинство факторных планов состоит в том, что с их помощью
можно одновременно изучать влияние двух или более независимых переменных, а также вза­
имодействие этих переменных. Хотя ни термин «факторный план», ни статистические мето­
ды анализа факторных планов до Второй мировой войны практически не использовались
(см. вставку 8.3), попытки одновременно изучать более одной переменной совершались за­
долго до этого времени. Классический пример этого представляет собой исследование Джо­
на Дженкинса и Карла Далленбаха, опубликованное вместе с другими исследованиями, про­
веденными Корнельским университетом в 1924 г. Это исследование до сих пор можно встре­
тить во многих учебниках по общей психологии в качестве типичного примера «ретроактивного
влияния»- особенности памяти, заключающейся в том, что если между моментами запоми­
нания и воспроизведения информации вклинивается какая-либо другая умственная деятель­
ность, то возможности памяти снижаются. Использовался факторный план 2 χ 4 с повторяе­
мыми измерениями. «2» говорит о том, что умственная деятельность либо разделяла, либо
нет изучение и воспроизведение, а «4» означает использование четырех различных интерва­
лов хранения информации в памяти: правильность воспроизведения проверяли через 1,2,4
или 8 часов после запоминания. Интересным (а соответственно и известным) это исследова­
ние является потому, что в нем рассматривается фактор, имеющий два уровня. Между запо­
минанием и воспроизведением участники исследования либо бодрствовали и занимались
обычными студенческими делами, либо спали в Корнельской психологической лаборатории.
Эксперименты подтвердили предположение о том, что сон снижает степень ретроактивного
влияния, а следовательно, улучшает воспроизведение информации.
Внимательное рассмотрение этого исследования обнаруживает черты, типичные для экспе­
риментов 20-х гг., а также показывает, что исследователи подошли к вопросам контроля за
экспериментом так же внимательно, как это делают в наше время. Во-первых, как вы узнаете
в главе 10, на заре психологии исследования проводились с привлечением очень небольшо­
го числа участников. В противоположность тому, как организуются исследования памяти се­
годня, когда набирается много участников, а затем проводится статистическая обработка
данных, первые эксперименты проводились с участием лишь одного, двух или трех испыту­
емых с последующим отчетом о результатах по всем участникам. Для повторного проведения
экспериментов участники набирались дополнительно. Именно так было организовано иссле­
дование Дженкинса и Далленбаха (Jenkins & Dallenbach, 1924): в нем участвовало лишь два
испытуемых (называемых «наблюдатели» - еще одна особенность исследований того вре­
мени), оба - старшекурсники Корнельского университета. При небольшом количестве учас­
тников исследователи старались получить от них как можно больше информации, поэтому в
данном исследовании был использован, выражаясь современным языком, план с повторяе­
мыми измерениями. Это означает, что для всех восьми ячеек плана 2 x 4 данные были полу­
чены от обоих студентов. Студенты должны были учить, а затем воспроизводить списки сло­
гов по восемь раз для каждого из восьми экспериментальных условий - всего 64 попытки
(из-за проблем с расписанием пришлось отменить две попытки с бодрствованием для одно-Результаты: основной эффект и взаимодействие 2 8 9
го студента и одну - для другого). Если вы считаете, что такое исследование было слишком
тяжелым для двух старшекурсников из Корнелла, то вы абсолютно правы. Двое студентов и
Далленбах, выполняющий функции экспериментатора, «в ходе проведения экспериментов
жили в лаборатории» в комнате, временно приспособленной под спальню (р. 606). За исклю­
чением тех дней, когда студенты были «не расположены» к работе, эксперименты проводи­
лись каждый день и каждую ночь с 14 апреля по 7 июня 1923 г. Я не знаю, когда в том году
у студентов Корнелла был выпускной вечер, но я думаю, что сегодня немногие студенты со­
гласятся отдать науке последние полтора месяца в колледже!
Как хорошие исследователи, Дженкинс и Далленбах (Jenkins & Dallenbach, 1924) вниматель­
но отнеслись к вопросу контроля за экспериментами и использовали многие из тех проце­
дур, о которых вы узнали в данном курсе. Например, они использовали списки из 10 бес­
смысленных слогов (стимул согласный-гласный-согласный) и при этом демонстрировали в
отдельный момент времени только один слог. Испытуемые в ходе каждой попытки читали
слоги вслух до тех пор, пока не могли их точно воспроизвести (операциональное определе­
ние изучения). Чтобы обеспечить одинаковое произнесение слогов двумя участниками, не­
которые гласные сверху были помечены чертой, означающей, что звук «долгий»; непоме­
ченные гласные произносились как «краткие». Чтобы избежать систематичности в после­
довательности кратких гласных (потенциальный осложнитель), «отметки были поставлено
беспорядочно, но так, чтобы краткие и долгие гласные в списках в различных позициях
встречались одинаково часто» (р. 606). Это значит, что для контроля последовательности
долгих и кратких гласных в списках исследователи использовали позиционное уравнива­
ние. Также с помощью позиционного уравнивания они избежали эффекта последовательно­
сти в смене интервалов разной длины, предшествующих воспроизведению информации, -
«промежутки времени между запоминанием и воспроизведением варьировались случайным
образом» (р. 607). Время, в которое проходило изучение списков, не изменялось. При усло­
вии «бодрствование» студенты запоминали списки между 8 и 10 часами утра, далее занима­
лись своей обычной студенческой работой, а затем через 1,2,4 или 8 часов возвращались
в лабораторию и воспроизводили информацию. При условии «сон» списки изучались между
11:30 вечера и 1 ночи. Затем студенты ложились спать, а через 1,2,4 или 8 часов их будил
Карл Далленбах для проверки запоминания. У исследования был один потенциальный ослож­
нитель - при условии бодрствования студентов просили вернуться в лабораторию для вос­
произведения информации (т. е. они знали время, прошедшее с момента запоминания),
а при попытках со сном они не знали, когда их разбудят. Дженкинс и Далленбах знали об этой
проблеме, рассматривали альтернативные варианты, но решили, что их процедура подходит
для проведения исследования.
Каковы были результаты? На рис. 8.5 воспроизводится график, приведенный в статье, по­
священной этому исследованию. Он отображает данные, полученные для каждого студента.
Каждая точка на графике представляет собой среднее значение для восьми (обычно) попы­
ток, сделанных для каждого экспериментального условия. График имеет несколько особен­
ностей. Во-первых, он говорит о том, что студенты выполняли задания сходным образом.
Во-вторых (и это было заметным открытием), видно, что в сравнении с ситуацией бодр­
ствования после сна воспроизведение улучшалось. В-третьих, график показывает наличие
взаимодействия. По словам Дженкинса и Далленбаха, «кривые экспериментов с бодрство­
ванием имеют хорошо известный вид: резкое падение, а затем кривая постепенно ста­
новится более горизонтальной. Однако вид кривых для экспериментов со сном заметно
отличается: после небольшого падения кривая изменяет направление и идет горизонтально
на довольно высоком уровне» (1924, р. 610). 2 9 0 Глава 8, Экспериментальный план II: факторные планы
Рис. 8.5. Данные исследования ретроактивного влияния Дженкинса и Далленбаха для обоих испытуемых -
студентов Корнельского университета, Л. Р. Ходелла (X) и Дж. С. Мак-Грю (Мак). Имейте в виду, что
исследование было проведено задолго до того, как в соответствии с этическим кодексом стало
необходимо скрывать имена участников (Jenkins & Dallenbach, 1924)
Исследование показало еще один очень интересный результат, который никогда не упомина­
ют в учебниках. По ходу экспериментов Карлу Далленбаху стало очень трудно будить студен­
тов (насколько трудно было самому Далленбаху просыпаться в разное время среди ночи,
нигде не упоминается). Далленбаху также было трудно «определить, проснулись ли они. На­
блюдатели вставали, шли в соседнюю комнату, воспроизводили слоги, а на следующее утро
они ничего не помнили» (Jenkins & Dallenbach, 1924, p. 607)! В то время полусонное состоя­
ние считалось близким к гипнотическому, а поэтому Дженкинс и Далленбах набрали других
студентов и частично повторили исследование, но вместо сна разной длительности они про­
сили испытуемых учить и воспроизводить списки слогов, находясь в состоянии гипноза, и
при этом использовали различные промежутки между этими событиями. Исследователи об­
наружили, что в этом случае воспроизведение информации было практически полным вне
зависимости от промежутков времени. Это указывает на явление, впоследствии названное
когнитивными психологами «зависимостью научения от состояния».

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Классические исследования — запоминание во сне» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ТОВАРНИЙ АСОРТИМЕНТ І ЙОГО ПОКАЗНИКИ
Железнодорожный вагон
Способи захисту від кредитного ризику
ФІНАНСОВА ДІЯЛЬНІСТЬ У СИСТЕМІ ФУНКЦІОНАЛЬНИХ ЗАВДАНЬ ФІНАНСОВОГО...
Типи проектного фінансування


Категорія: Дослідження в психології: методи і планування | Додав: koljan (06.02.2012)
Переглядів: 575 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП