К ВОПРОСУ О ВКЛАДЕ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРЕЖИВАНИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ
Проблема национальной безопасности вызывает сегодня серьезную озабоченность специалистов практически всех отраслей научного знания: психологии, медицины, социологии, права, экономики, экологии, биологии, и др. Любая социальная общность функционирует в обстановке внутренних и внешних угроз, различных по своей природе и по объектам - это могут быть угрозы жизни, благополучию и устремлениям человека или всего народа. Среди множества социально-политических проблем начала XIX века особую угрозу всему миру представляют антропогенные и техногенные катастрофы, панэпидемии, а так же терроризм, который за последнее десятилетие приобрел характер перманентной угрозы национальной безопасности. При этом виктимизиро-ванными группами терактов являются не только непосредственные жертвы, но и те, кто осознает теракт как угрозу собственной жизни и благополучию и, не пострадав от него напрямую, ощущает, тем не менее, себя жертвой. В немногочисленных исследованиях жертв теракта, показано, что размышления о потенциальной возможности стать жертвой теракта оказывают психотравмирующее воздействие на население [1, 2, 5, 6 ,7]. Вследствие драматических террористических актов или упоминаний о подобных событиях в СМИ и других источниках коммуникации у косвенных жертв возникает переживание террористической угрозы, которое проявляется в виде снижение чувства контролируемости ситуации и состояния незащищенности, не позволяющее эффективно осуществлять повседневную жизнедеятельность. К числу возможных предикторов интенсивных переживаний террористической угрозы, по полученным ранее данным, может быть отнесена эмоциональная нестабильность, т. е. к данному виду переживания склонны невротизированные (эмоционально нестабильные) индивиды [1]. Переживание угрозы теракта так же связано с высоким уровнем признаков посттравматического стресса, что позволяет относить феномен террористической угрозы к числу травматических стрессоров. Интенсивность переживания угрозы терактов зависит не только от личностных характеристик (экстраверсия/интроверсия, тревожность, нейротизм и т.д.), но так же от мотивационной направленности личности и степени удовлетворенности собственной жизнью, которые выступают в качестве инструментов контроля и снижения уровня переживания террористической угрозы. В данном случае для оценки психологического благополучия необходим учет соотношения, с одной стороны, внутренних условий, порождающих психологические проблемы человека (эмоциональные, коммуникативные, когнитивные), а с другой -влияния внешних социальных факторов (в частности, террористической угрозы), способствующих снижению психологического благополучия. О соотнесении внешнего и внутреннего в объяснении детерминации социального поведения человека писал ещё
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта президента РФ (грант № МК-4486.2009.6)
С.Л. Рубинштейн: «личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия» [3]. С этой точки зрения ощущение психологического благополучия может быть описано как психическое состояние человека, которое связано с его способностью справляться с внешними и внутренними угрозами (в том числе и террористической угрозой), обуславливающее эффективность его социального функционирования.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «К ВОПРОСУ О ВКЛАДЕ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРЕЖИВАНИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»