ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики

Здоровье в структуре ценностных ориентации
Каждый человек по-своему определяет смысл жизни, назначение собственного бытия. Смысл жизни связан с ее целями и основными ценностями жизни, принятыми личностью. Любой социальной группе, от отдельной семьи до всего человечества, присуща направленность на определенные общие ценности — идеальные представления о хорошем, желательном, должном. В этих представлениях обобщен опыт совместной жизни. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себя новые, независимые от своих потребностей регуляторы поведения (Леонтьев, 1993).
Попытаемся выяснить, какое место занимает здоровье в структуре жизненных ценностей личности, как отражается осознание разрыва между потребностью в достижении жизненных целей и возможностью их достижения на самочувствии — ощущении эмоционального комфорта (дискомфорта). Для данного эмпирического изучения нами была использована методика «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах» Е. Б. Фанталовой (1992). Эта методика предназначена для выявления наиболее значимых для субъекта ценностей, а также для исследования мотивации и внутренних конфликтов, характера и степени их выраженности. Основной методический прием заключается в выявлении степени и характера «разрыва» между «ценностью» и «доступностью» по жизненно важным сферам, что и служит индикатором внутреннего конфликта (в случае более высокого показателя по «ценности») либо индикатором «внутреннего вакуума» (в случае более высокого показателя по «доступности»). Используется перечень из 12 понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей (перечислены в табл. 2.1). В перечень основных жизненных ценностей входит здоровье.
Под нашим руководством Л. В. Лебедева проводила исследование некоторых особенностей сферы ценностных ориентации на группе выпускниц медицинского колледжа. Были опрошены 30 женщин в возрасте 19-21 года. Испытуемым был предложен список центральных понятий из 12 сфер жизни. Уровни их «ценности» и «доступности» требовалось оценить по десятибалльной шкале.'
В наших эмпирических исследованиях настроений, психических состояний и влияний на них множества социальных и социально-психологических факторов мы использовали разработанную нами методику «Доминирующее состояние (ДС)». Эта методика предназначена для выявления <ряда характеристик относительно устойчивых (доминирующих) состояний. В ней семь основных шкал: спокойствие — тревога; устойчивость — неустойчивость эмоционального тона; раскованность — напряженность; высокий — низкий тонус; бодрость — уныние; активное — пассивное отношение к жизненной ситуации; удовлетворенность — неудовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, процессом самореализации. Есть вспомогательная шкала: «положительный — отрицательный образ самого себя», которая позволяет определить критичность самооценивания (низкую или высокую), адекватность воеприятия себя. Более подробно методика «Доминирующее состояние» описана в приложении 1.
Всем испытуемым был также предложен разработанный нами опросник «ДС». Были вычислены средние значения по шкалам теста Е. Б. Фанталовой «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах» (табл. 2.1).
Таблииа 2.1
Оиенки жизненных ценностей и их доступности

Название ценности «Ценность» «Доступность» Разность средних
Активная, деятельная жизнь 6,3 6,6 2,7
Здоровье (физическое и психическое) 9,4 6,8 2,1
Интересная работа 8,1 5,8 2,6
Красота природы, искусства, переживания прекрасного 7,2 8,0 2,3
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 9,3 6,0 3,1
Материально обеспеченная жизнь, отсутствие материальных затруднений 8,6 4,2' 2,7
Наличие друзей 8,7 7,2 2,6
Уверенность в себе, свобода от внутренних противоречий 8,5 5,5 2,4
Познание (возможность расширять образование, культуру, развивать интеллект) 7,3 6,6 2,6
Свобода как независимость в поступках и действиях 6,8 5,7 2,5
Счастливая семейная жизнь 9,2 5,3 3,1
Творчество 6,2 5,2 2,6
По результатам опроса можно сделать вывод, что наиболее высокий уровень ценности имеет здоровье. Очень близки оценки ценности любви и счастливой семейной жизни. Судя по малой величине сигмы, очень велико сходство в этих оценках для всей группы опрошенных. Наибольшая разность в уровнях ценности и доступности характерна для шкалы (ценности)'«Материально обеспеченная жизнь» (разрыв 4,4 балла). У 67% испытуемых разность в этой шкале равна шести баллам, что составляет более половины шкалы. Большая разность и в шкале «Счастливая семейная жизнь» (разность 3,9 балла), причем в обеих шкалах ценность высока, а доступность низка. По шкале «Счастливая семейная жизнь» у 43% разрыв между ценностью и доступностью равен пяти баллам. Разность в шкале «здоровье» также имеет довольно большую величину (2,6). Вероятно, сказывается неудовлетворенность своим здоровьем. Однако абсолютная величина уровня доступности здоровья (6,8) одна из самых высоких в сравнении с ценностями других сфер жизни. Более доступны только «красота...» и «наличие друзей». Сравнительно юный возраст испытуемых является понятным основанием для оптимистичных ожиданий сохранения здоровья и его улучшения.
Из числа рассматриваемых жизненных сфер возможность вести активную творческую жизнь и переживать прекрасное в сознании молодых женщин наиболее тесно связана с возможностью иметь хорошее здоровье.
С помощью факторного анализа были выделены три вида ценностей: «Духовные ценности», «Коммуникативные» и «Материальная обеспеченность». Здоровье вошло в первый вид, в котором оказались также познание, красота, творчество.
В доступности ценностей были выделены такие виды: «Духовные ценности», «Близкие межличностные отношения» и «Ценности деловой активности». «Здоровье» оказалось среди «Духовных ценностей», у него были выявлены слабые связи с остальными признаками. Это говорит о том, что здоровье как*ценность включено в общую структуру ценностных ориентации личности, но доступность освоения жизненных ценностей весьма слабо связывается со здоровьем. И как ценность сама по себе, и как достижимая цель здоровье оказалось теснее связанным с духовными ценностями, чем с другими (ценностями близких межличностных отношений, материальной обеспеченности).
Возможно, что высокая значимость этой ценности, не имеющая выраженного инструментального смысла для личности, является особенностью, присущей молодому возрасту обследованных (19-21 год). С данным утверждением вполне согласуются и другие результаты проведенного исследования: у выпускниц медицинского колледжа жизненные цеди и средства, их координация находятся в стадии формирования. Это проявляется и в преимущественно пассивном отношении к жизненной ситуации, и в разрыве между уровнями ценности и доступности, приводящем к внутреннему напряжению. На наш взгляд, это элемент возрастного кризиса, кризиса начала жизни, трудностей определения жизненного пути, уточнения личностью собственных потенциалов и ресурсов в его начале.
В. И. Новиков (1988), изучая систему ценностей студенческой молодежи, выявил ранговые места 18 терминальных ценностей, в числе которых было и здоровье, среди студентов с различной физкультурно-спортивной активностью. Он сопоставил группы трех уровней данной активности: 1) группу спортивного совершенствования; 2) группу подготовительного отделения; 3) группу студентов с ослабленным здоровьем. Было обнаружено, что «здоровье» как ценностная категория более значима для лиц, избирающих спорт как средство самосовершенствования. Автор пришел к выводу, что круг вопросов, связанных с заботой о своем физическом здоровье, для многих студентов не актуален. Только 15-20% студентов используют спорт как средство своего личностного самосовершенствования. При этом для большинства из них спорт является средством гармонического развития физических и духовных способностей и не выступает как самоценность. Полученные нами данные о ценности здоровья противоречат результатам исследования ценностных ориентации студентов МГУ. Таким образом, в начале жизненного пути здоровье не является ценностью такой же значимости, как в последующие периоды жизни. Возможно, такое утверждение нуждается в дополнительной проверке и уточнении.
Полученные данные показывают, что для большинства обследованных молодых женщин характерно пассивное отношение к событиям собственной жизни и низкая готовность к преодолению препятствий. Наименьшую ценность из ряда предложенных имеют активная, деятельная жизнь, свобода и творчество. Такое пассивное отношение оказалось связанным с ощущением увеличенной дистанции соотношения ценности и доступности. Заметим, что весьма сходная картина наблюдалась и при изучении других групп молодых людей. Для большинства из них свойственна повышенная неудовлетворенность самореализацией, событиями своей жизни при низкой активности отношения. Разного рода затруднения самореализации приводят к доминированию неблагоприятных настроений и психических состояний (Игнатова, Куликов, Розанова, 1995).
Выявленные связи между характеристиками ценностей и параметрами доминирующих психических состояний оказались такими, которые, с нашей точки зрения, совсем непросто предсказать исходя из теоретических соображений. Для рассмотрения названных связей по суммарной величине абсолютных разностей между «ценностью» и «доступностью» были выделены две полярные группы: 11 человек с суммарной разностью не менее 37 баллов и 8 человек с суммарной разностью не более 24 баллов.
У молодых женщин с большими различиями между важностью ценностей и доступностью для них этих ценностей (первая группа) показатели доминирующих настроений и психических состояний очень близки к средним по нормативной выборке. Вероятно, большой разрыв между ценностью и доступностью эмоционально принят этими молодыми женщинами и не вызывает острой реакции, т. е. отношение к нему спокойное. Но это принятие разрыва связано с пассивным отношением к жизненной ситуации. Пассивное отношение и неготовность к преодолению препятствий поддерживает данное принятие, а оно, в свою очередь, поддерживает пассивное отношение. У этой группы ровное настроение, выражена уверенность в себе.
Во второй группе устойчивое психическое состояние характеризуется напряжением, доминированием тревоги. Мы полагаем, что в этой группе сильный мотив достижения желаемых жизненных целей приводит к заметному устойчивому напряжению и создает некоторую угрозу здоровью. Возможно, вера в достижимость жизненных целей опирается на готовность преодолевать препятствия, а напряжение выступает как некоторое неизбежное следствие повышенной готовности.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Здоровье в структуре ценностных ориентации» з дисципліни «Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Действие и противодействие
Умови виникнення кредитної угоди
ТЕОРЕТИЧНІ ДЖЕРЕЛА ФІНАНСОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ПІДПРИЄМСТВ
Факторинг
Класична теорія фінансування


Категорія: Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики | Додав: koljan (29.01.2012)
Переглядів: 1801 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП