Исторически сложилось так, что в противоположность активному отношению к внешнему миру веками существует иная тенденция, культивируемая на Востоке (йога, хиндуизм, таоизм, дзен-буддизм), которая требует обращаться больше к "внутреннему" миру, пассив- но-наблюдательному отношению к действительности. Медитация и является классическим способом развития спокойного сосредоточе- ния, являющегося в конечном счете средством восстановления и координации психических и физических функций, создания ясности мышления, снятия умственно-эмоционального напряжения и т.п.
Медитацию иногда отождествляют с аутогенной тренировкой. Последняя есть более поздний вариант медитации, отличающийся большой активностью, волевой напряженностью процедуры. Напри- мер, одним из этапов овладения аутотренингом обязательно являет- ся этап "произвольного включения" с насильным возвращением в основной поток сосредоточения. Если в аутогенной тренировке тре- буется усилие воли для борьбы с неустойчивой модуляцией мыслей и ощущений, то в медитации, как свидетельствует индийский уче- ный Чоудхури, "радикальный подход начинается с решения ни о чем не думать, не делать никаких усилий; надо полностью расслабиться и позволить уму и телу выйти из все время меняющегося потока мыслей и ощущений, наблюдать даже натиск этого потока. Метафо- рически можно сказать: наблюдайте полет своих мыслей, ощущений и желаний по умственному небосводу, как стаю птиц. Пусть они летят свободно, вы только наблюдайте. Не позволяйте птицам унести вас в небо".
Последним моментом психологические приемы сосредоточения (например, трансцендентальная медитация) существенно отличают-
ся от мистических состояний транса или сатори.
Не случаен выбор позы сосредоточения в медитации. Как прави- ло, это поза в положении сидя со скрещенными ногами, ибо рас- слабление должно быть не такое, как в лежачем положении с элемен- тами дремоты, теплоты и тяжести в теле, но сбалансированное с чувством легкости и боевой готовности. Вот почему, несмотря на внешнюю пассивность медитация нередко используется спортсмена- ми, наряду, конечно, с активными вариантами аутогенной психорегу- лирующей и психомышечной тренировки. Впрочем, можно проводить медитацию сидя на обычном легком стуле. Не надо стремится к какому-то определенному состоянию в сознании - транса, пустоты или сна. Медитация - не сон; медитация отличается даже от обычной мыслительной деятельности, которая увлекает человека в мир абст- ракций и фантазий. Медитация - это не грезы. Скорее - это состо- яние расслабленной сосредоточенности, в котором остается лишь отрешенное наблюдение за всем происходящим. Иногда скачком могут неожиданно появиться чувства, желания, тревоги, сумбурная путани- ца мыслей. Рецепт один - спокойно относится ко всему, что появля- ется на "мысленной сцене".
Таоистская медитация дает рекомендации "поместить мысли в центре тела, тогда сознание сдвигается в солнечное сплетение". Простейший способ - медитация с дыханием. Дышать надо через нос. Вдохнув сколько хочется, следует опустить диафрагму. Не надо втягивать воздух, а позволить ему войти в нос. Затем вдохнув, мед- ленно выдохнуть на счет "два" и так далее до 10, сдвигая внимание от 1 до 10 сверху вниз с солнечного сплетения до органов малого таза.
Существуют различные способы сосредоточения от более конк- ретных: "увидеть голубую вазу саму по себе вне связи с другими вещами", до абстрактных полувопросов-размышлений: "как я себя чувствую в данный момент во всех точках одновременно?" или отчуж- дения-вопросов: "кто это думает?".
Один студент указал на пользу для создания у себя "оптимально- го рабочего состояния" и постоянной готовности к различным психо- травмам "медитации на поляне". Он представлял себе в начале, что выходит из своей комнаты, идет по городу, выходит на поляну и возвращается обратно. Когда он был в оптимальном эмоциональном тонусе, то видел яркие цветы, детей, иногда же поляна была пустая и серая.
Прежде чем заниматься психорегуляцией, студенты, хотя и учи- лись методам саморегуляции, но не знали, когда и какой из них применить, введу неправильной самооценки своих эмоциональных состояний, особенно в период напряженной учебной и профессио- нальной деятельности (экзамены, контрольные работы, зачеты).
Другой студент отметил психодиагностическое значение медита- ции "на горе". После неудачной сдачи зачетов он не мог выйти из состояния реактивной депрессии. Пробовал сосредоточится "на горе".
"Шел" какими-то нелюдимыми тропинками, через какой-то мрачный лес, скорченные деревья, чащу. По совету психолога делал упражне- ние по десять раз в день и с удивлением отметил к вечеру второго дня, что "просветлел" и вышел из апатии, когда "взобрался на гору к освещенному дворцу". В последующем часто прибегал к этому приему в учебной и концертной деятельности.
Не рекомендуется медитировать на символах и узорах, стимули- рующих опасные отрицательные эмоции, таких как змея, скорпион. Однако возможно применение тренирующей медитации, когда сам испытуемый активно сосредотачивается именно на отрицательных образах, что ведет к затуханию отрицательных эмоций и их нейтра- лизации.
Вообще советуется начинать медитацию со звуковых или зри- тельных раздражителей. Звуковые стимуляторы медитации называ- ются мантрами ("ом", "аум"), зрительные раздражители, сосредото- чение на узорах. Гете дает пример того, что можно ощутить при медитации на узоре, когда Фауст рассматривает устройство макро- космоса.
В поэме "Ступени" у Валентина Сидорова находим такое психоло- го-поэтическое описание медитации: "А мысль рождается на стыке двух вселенных, двум космосам она принадлежит. И макрокосмос, как и микрокоомос, участвует в рождении ее. Вот почему твоя подвижна мысль и так крылата и легко объемлет и мир во сне м внутренний твой мир... Учитесь время как бы замедлять (молчание, медитация, безмолвие) Энергия космическая в вас тогда сгущается..."
Как свидетельствует известный американский психолог Найди- ферр, в США начало распространения трансцендентальной медита- ции относится к 1960 году, когда знаменитая в то время рок-группа "Битлз" возвратилась из Индии и начала пропагандировать учение Кришна-йоги.
Показания к ее применению обусловлены объективными данными, полученными после применения этой процедуры: снижением артери- ального давления, замедлением частоты дыхания и сердечных сокра- щений, повышением альфа-активности биотоков мозга, снижением потребления кровью кислорода. Эти сдвиги говорят о целесообраз- ности использования трансцендентальной медитации для снятия стрессорных состояний и утом-пения.
Кроме благоприятных для снятия утомления физиологических сдвигов, трансцендентальная медитация (ТМ) помогает и психологи- чески, снижая перед экзаменами (студенты), спектаклем (актеры), соревнованием (спортсмены) избыточную тревожность, способствует быстрому и четкому расслаблению мышц и дается частым сердцеби-
ением, вегетативно-сосудистыми проязлениями, неконтролируемым страхом. Применение медитации помогает пассивно-созерцательно- му отношению к этому и переводу негативных эмоций в нейтральные или даже положительные. Возможно применение медитации и в некоторых более активных видах выступать активные движения тела человека. Это называется двигательной медитацией. Этим широко пользуются в восточных видах спортивных единоборств - каратэ, айкидо, чайчи и т.п. Дается установка и в фехтовании: "не позволяй- те уму "останавливаться" на поднятом оружии, забудьте, что вы делаете, и бейте врага, не удерживайте ум на том, кто стоит перед вами, все это из пустоты, но остерегайтесь, чтобы ваш ум связался с самой пустотой". На примере медитативного стихотворения типа "хокку" поясняется ненужность напряженного мудрствования в пери- од схватки:
'луна не собирается отбрасывать свою тень. и пруд не думает отражать луну: как ясны воды Хиросава" (перевод С.Спиноделя) или: "некоторые думают, что битье - это бить, тот кто бьет и кого бьют - оба они не более, чем сон, что не имеет реальности".
Вспомним подобное у Пастернака: "но пораженье от победы ты сам не должен отличать".
Одна из восточных легенд повествует о том, что моральное состо- яние психической готовности в схватке, единоборстве более важно, чем технико-тактичное мастерство в фехтовании. Однажды чайный мастер, гулявший в одежде самурая лицом к лицу встретился с наемным самураем. Чайный мастер победил в схватке опытного на емного самурая, имевшего дурную мораль и желание обобрать, обворовать противника. Чайный мастер честно признался, что он не самурай и не готов к схватке, но тот продолжал настаивать на по- единке. Чайный мастер мысленно настроился на неизбежность смер- ти, успев лишь спросить у учителя, как пользоваться мечом. Тот, видя его сосредоточенность, просто попросил исполнить чайную церемонию и сказал: "То состояние ума, в котором ты находишься, позволяет тебе сразиться с любым фехтовальщиком, тебе не нужно учиться умирать! Сосредоточиться, и, когда услышишь крик саму- рая, ударь его мечом". Чайный мастер точно последовал советам. Самурай обомлел, увидев человека, полного сосредоточенности и бесстрашия. Он неосознанно вместо нападения стал пятится назад, бросил меч и с криком: "я проиграл" простерся перед чайным ма- стером, прося прощения.
Таковы легендарные приемы преодоления инстинкта самосохра- нения и выработки сосредоточения в единоборстве. Это особое со- стояние в "дзен" носит название "меч не-пребывающего ума", когда меч становится бесформенным, в результате чего противник не мо- жет уследить за ним". В медитации фехтовальщикам даются следу-
ющие рекомендации: "не любой ценой достигать победы - это поги- бель для фехтовальщика. Лишь когда вы избавитесь от этих мыс- лей, как и от мыслей о своем теле, достигается настоящее психоло- гическое единство, тогда ваш меч - это вы, а "изначальный " (ин- стинктивный) - ум - предчувствие подскажет вам, когда же наносить удары".
Концентрация внимания, достигаемая в медитации, полезна в деле восстановления психобиоэнергетики организма и применима и у исполнителей там, где требуется выносливость (танцовщики). За- мечания в адрес медитации, что методика пассифицирует личность и способствует уходу в себя, не лишена основания, если применяет- ся только сама по себе. Ее надо сочетать о комплексом активных методов психорегуляции. Хотя правильно сказал в уже цитированной поэме "Ступени" поэт Валентин Сидоров: "Ушел в себя - какой не точный термин, сказать бы надо - вышел на простор".
Появился даже термин в литературоведении - "медитативная лирика" (Г.Н.Поспелов), означающий одну из форм поэтического жанра. В наших наблюдениях за актерами-студентами из ГИТИСа, которым предлагались различные формы творческой медитации, выявлен большой психотерапевтический эффект этого способа само- выражения.
Не отрешенность просматривалась в их "творчестве", а поэтичес- кое отношение к природе, миру. Самой простой формой стихосложе- ния были краткие природные зарисовки по типу японских "хокку": (Тренер медитации Ю.В.Спицын). 8 тихом обмороке покачивается обмороженный пес... отголоски осени последней в будущей весне... Расступился пес над врубленной березой... едва слышно падают звезды в небе густом... ничком в траве лежит первый снег... на дне озера плавится солнце... гонится за ветром вздыбленная рожь... березы а лесу бегут навстречу друг другу...
С каждым новым вариантом стиха тренировалась наблюдатель- ность и воображение, появилась большая метафоричность индиви- дуального высказывания: "оттепель", "клекот капель под окном", "...срываясь вниз взлетает звон колоколов", "последний раз слетают стаи листьев", "над старой церковью летят кресты", "вечерний воз- дух стынет в утренней росе", "осторожно ступает в воду старый мост" и т.п.
Стремление возвысится над обыденностью, ощутить космическое величие природы способствовала кологизация мышления духовному росту самой личности. Не случайно Б.Пастернак писал: "И образ мира, в слове явленный, и творчество и чудотворство".
Формирование художественного мышления 8 процессе общения с природой посредством творчества выступает как фактор становле- ния экологического сознания /Г.А.Ковалев/.
Известный искусствовед Г.Д.Гачев в интересной книге "Содержа- тельность художественных форм" (М., Просвещение, 1968, с. 229) развивает эту мысль: "Научное мышление осваивает, захватывает природу, выводит ее на привязи в город. Мысля о ней жизнью го- родского общества, наука усматривает и в ней "законы" природы. Искусство же выводит общество к природе, дух наш за город и, проникая к лону, простирает, рапластовывает, раздевает все город- ские нововведения на первозданное".
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПОНЯТИЕ О МЕДИТАЦИИ» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»