ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти

ПОНЯТИЕ О МЕДИТАЦИИ
Исторически сложилось так, что в противоположность активному
отношению к внешнему миру веками существует иная тенденция,
культивируемая на Востоке (йога, хиндуизм, таоизм, дзен-буддизм),
которая требует обращаться больше к "внутреннему" миру, пассив-
но-наблюдательному отношению к действительности. Медитация и
является классическим способом развития спокойного сосредоточе-
ния, являющегося в конечном счете средством восстановления и
координации психических и физических функций, создания ясности
мышления, снятия умственно-эмоционального напряжения и т.п.

Медитацию иногда отождествляют с аутогенной тренировкой.
Последняя есть более поздний вариант медитации, отличающийся
большой активностью, волевой напряженностью процедуры. Напри-
мер, одним из этапов овладения аутотренингом обязательно являет-
ся этап "произвольного включения" с насильным возвращением в
основной поток сосредоточения. Если в аутогенной тренировке тре-
буется усилие воли для борьбы с неустойчивой модуляцией мыслей
и ощущений, то в медитации, как свидетельствует индийский уче-
ный Чоудхури, "радикальный подход начинается с решения ни о чем
не думать, не делать никаких усилий; надо полностью расслабиться
и позволить уму и телу выйти из все время меняющегося потока
мыслей и ощущений, наблюдать даже натиск этого потока. Метафо-
рически можно сказать: наблюдайте полет своих мыслей, ощущений
и желаний по умственному небосводу, как стаю птиц. Пусть они летят
свободно, вы только наблюдайте. Не позволяйте птицам унести вас
в небо".

Последним моментом психологические приемы сосредоточения
(например, трансцендентальная медитация) существенно отличают-

ся от мистических состояний транса или сатори.

Не случаен выбор позы сосредоточения в медитации. Как прави-
ло, это поза в положении сидя со скрещенными ногами, ибо рас-
слабление должно быть не такое, как в лежачем положении с элемен-
тами дремоты, теплоты и тяжести в теле, но сбалансированное с
чувством легкости и боевой готовности. Вот почему, несмотря на
внешнюю пассивность медитация нередко используется спортсмена-
ми, наряду, конечно, с активными вариантами аутогенной психорегу-
лирующей и психомышечной тренировки. Впрочем, можно проводить
медитацию сидя на обычном легком стуле. Не надо стремится к
какому-то определенному состоянию в сознании - транса, пустоты
или сна. Медитация - не сон; медитация отличается даже от обычной
мыслительной деятельности, которая увлекает человека в мир абст-
ракций и фантазий. Медитация - это не грезы. Скорее - это состо-
яние расслабленной сосредоточенности, в котором остается лишь
отрешенное наблюдение за всем происходящим. Иногда скачком могут
неожиданно появиться чувства, желания, тревоги, сумбурная путани-
ца мыслей. Рецепт один - спокойно относится ко всему, что появля-
ется на "мысленной сцене".

Таоистская медитация дает рекомендации "поместить мысли в
центре тела, тогда сознание сдвигается в солнечное сплетение".
Простейший способ - медитация с дыханием. Дышать надо через
нос. Вдохнув сколько хочется, следует опустить диафрагму. Не надо
втягивать воздух, а позволить ему войти в нос. Затем вдохнув, мед-
ленно выдохнуть на счет "два" и так далее до 10, сдвигая внимание
от 1 до 10 сверху вниз с солнечного сплетения до органов малого
таза.

Существуют различные способы сосредоточения от более конк-
ретных: "увидеть голубую вазу саму по себе вне связи с другими
вещами", до абстрактных полувопросов-размышлений: "как я себя
чувствую в данный момент во всех точках одновременно?" или отчуж-
дения-вопросов: "кто это думает?".

Один студент указал на пользу для создания у себя "оптимально-
го рабочего состояния" и постоянной готовности к различным психо-
травмам "медитации на поляне". Он представлял себе в начале, что
выходит из своей комнаты, идет по городу, выходит на поляну и
возвращается обратно. Когда он был в оптимальном эмоциональном
тонусе, то видел яркие цветы, детей, иногда же поляна была пустая
и серая.

Прежде чем заниматься психорегуляцией, студенты, хотя и учи-
лись методам саморегуляции, но не знали, когда и какой из них
применить, введу неправильной самооценки своих эмоциональных
состояний, особенно в период напряженной учебной и профессио-
нальной деятельности (экзамены, контрольные работы, зачеты).

Другой студент отметил психодиагностическое значение медита-
ции "на горе". После неудачной сдачи зачетов он не мог выйти из
состояния реактивной депрессии. Пробовал сосредоточится "на горе".

"Шел" какими-то нелюдимыми тропинками, через какой-то мрачный
лес, скорченные деревья, чащу. По совету психолога делал упражне-
ние по десять раз в день и с удивлением отметил к вечеру второго
дня, что "просветлел" и вышел из апатии, когда "взобрался на гору
к освещенному дворцу". В последующем часто прибегал к этому
приему в учебной и концертной деятельности.

Не рекомендуется медитировать на символах и узорах, стимули-
рующих опасные отрицательные эмоции, таких как змея, скорпион.
Однако возможно применение тренирующей медитации, когда сам
испытуемый активно сосредотачивается именно на отрицательных
образах, что ведет к затуханию отрицательных эмоций и их нейтра-
лизации.

Вообще советуется начинать медитацию со звуковых или зри-
тельных раздражителей. Звуковые стимуляторы медитации называ-
ются мантрами ("ом", "аум"), зрительные раздражители, сосредото-
чение на узорах. Гете дает пример того, что можно ощутить при
медитации на узоре, когда Фауст рассматривает устройство макро-
космоса.

В поэме "Ступени" у Валентина Сидорова находим такое психоло-
го-поэтическое описание медитации:
"А мысль рождается на стыке двух вселенных,
двум космосам она принадлежит.
И макрокосмос, как и микрокоомос,
участвует в рождении ее.
Вот почему твоя подвижна мысль
и так крылата и легко объемлет
и мир во сне м внутренний твой мир...
Учитесь время как бы замедлять
(молчание, медитация, безмолвие)
Энергия космическая в вас
тогда сгущается..."

Как свидетельствует известный американский психолог Найди-
ферр, в США начало распространения трансцендентальной медита-
ции относится к 1960 году, когда знаменитая в то время рок-группа
"Битлз" возвратилась из Индии и начала пропагандировать учение
Кришна-йоги.

Показания к ее применению обусловлены объективными данными,
полученными после применения этой процедуры: снижением артери-
ального давления, замедлением частоты дыхания и сердечных сокра-
щений, повышением альфа-активности биотоков мозга, снижением
потребления кровью кислорода. Эти сдвиги говорят о целесообраз-
ности использования трансцендентальной медитации для снятия
стрессорных состояний и утом-пения.

Кроме благоприятных для снятия утомления физиологических
сдвигов, трансцендентальная медитация (ТМ) помогает и психологи-
чески, снижая перед экзаменами (студенты), спектаклем (актеры),
соревнованием (спортсмены) избыточную тревожность, способствует
быстрому и четкому расслаблению мышц и дается частым сердцеби-

ением, вегетативно-сосудистыми проязлениями, неконтролируемым
страхом. Применение медитации помогает пассивно-созерцательно-
му отношению к этому и переводу негативных эмоций в нейтральные
или даже положительные. Возможно применение медитации и в
некоторых более активных видах выступать активные движения тела
человека. Это называется двигательной медитацией. Этим широко
пользуются в восточных видах спортивных единоборств - каратэ,
айкидо, чайчи и т.п. Дается установка и в фехтовании: "не позволяй-
те уму "останавливаться" на поднятом оружии, забудьте, что вы
делаете, и бейте врага, не удерживайте ум на том, кто стоит перед
вами, все это из пустоты, но остерегайтесь, чтобы ваш ум связался
с самой пустотой". На примере медитативного стихотворения типа
"хокку" поясняется ненужность напряженного мудрствования в пери-
од схватки:

'луна не собирается отбрасывать свою тень.
и пруд не думает отражать луну:
как ясны воды Хиросава" (перевод С.Спиноделя)
или: "некоторые думают, что битье - это бить,
тот кто бьет и кого бьют -
оба они не более, чем сон,
что не имеет реальности".

Вспомним подобное у Пастернака: "но пораженье от победы ты
сам не должен отличать".

Одна из восточных легенд повествует о том, что моральное состо-
яние психической готовности в схватке, единоборстве более важно,
чем технико-тактичное мастерство в фехтовании. Однажды чайный
мастер, гулявший в одежде самурая лицом к лицу встретился с
наемным самураем. Чайный мастер победил в схватке опытного на
емного самурая, имевшего дурную мораль и желание обобрать,
обворовать противника. Чайный мастер честно признался, что он не
самурай и не готов к схватке, но тот продолжал настаивать на по-
единке. Чайный мастер мысленно настроился на неизбежность смер-
ти, успев лишь спросить у учителя, как пользоваться мечом. Тот,
видя его сосредоточенность, просто попросил исполнить чайную
церемонию и сказал: "То состояние ума, в котором ты находишься,
позволяет тебе сразиться с любым фехтовальщиком, тебе не нужно
учиться умирать! Сосредоточиться, и, когда услышишь крик саму-
рая, ударь его мечом". Чайный мастер точно последовал советам.
Самурай обомлел, увидев человека, полного сосредоточенности и
бесстрашия. Он неосознанно вместо нападения стал пятится назад,
бросил меч и с криком: "я проиграл" простерся перед чайным ма-
стером, прося прощения.

Таковы легендарные приемы преодоления инстинкта самосохра-
нения и выработки сосредоточения в единоборстве. Это особое со-
стояние в "дзен" носит название "меч не-пребывающего ума", когда
меч становится бесформенным, в результате чего противник не мо-
жет уследить за ним". В медитации фехтовальщикам даются следу-

ющие рекомендации: "не любой ценой достигать победы - это поги-
бель для фехтовальщика. Лишь когда вы избавитесь от этих мыс-
лей, как и от мыслей о своем теле, достигается настоящее психоло-
гическое единство, тогда ваш меч - это вы, а "изначальный " (ин-
стинктивный) - ум - предчувствие подскажет вам, когда же наносить
удары".

Концентрация внимания, достигаемая в медитации, полезна в
деле восстановления психобиоэнергетики организма и применима и
у исполнителей там, где требуется выносливость (танцовщики). За-
мечания в адрес медитации, что методика пассифицирует личность
и способствует уходу в себя, не лишена основания, если применяет-
ся только сама по себе. Ее надо сочетать о комплексом активных
методов психорегуляции. Хотя правильно сказал в уже цитированной
поэме "Ступени" поэт Валентин Сидоров: "Ушел в себя - какой не
точный термин, сказать бы надо - вышел на простор".

Появился даже термин в литературоведении - "медитативная
лирика" (Г.Н.Поспелов), означающий одну из форм поэтического
жанра. В наших наблюдениях за актерами-студентами из ГИТИСа,
которым предлагались различные формы творческой медитации,
выявлен большой психотерапевтический эффект этого способа само-
выражения.

Не отрешенность просматривалась в их "творчестве", а поэтичес-
кое отношение к природе, миру. Самой простой формой стихосложе-
ния были краткие природные зарисовки по типу японских "хокку":
(Тренер медитации Ю.В.Спицын).
8 тихом обмороке покачивается обмороженный пес...
отголоски осени последней в будущей весне...
Расступился пес над врубленной березой...
едва слышно падают звезды в небе густом...
ничком в траве лежит первый снег...
на дне озера плавится солнце...
гонится за ветром вздыбленная рожь...
березы а лесу бегут навстречу друг другу...

С каждым новым вариантом стиха тренировалась наблюдатель-
ность и воображение, появилась большая метафоричность индиви-
дуального высказывания: "оттепель", "клекот капель под окном",
"...срываясь вниз взлетает звон колоколов", "последний раз слетают
стаи листьев", "над старой церковью летят кресты", "вечерний воз-
дух стынет в утренней росе", "осторожно ступает в воду старый мост"
и т.п.

Стремление возвысится над обыденностью, ощутить космическое
величие природы способствовала кологизация мышления духовному
росту самой личности. Не случайно Б.Пастернак писал: "И образ
мира, в слове явленный, и творчество и чудотворство".

Формирование художественного мышления 8 процессе общения с
природой посредством творчества выступает как фактор становле-
ния экологического сознания /Г.А.Ковалев/.

Известный искусствовед Г.Д.Гачев в интересной книге "Содержа-
тельность художественных форм" (М., Просвещение, 1968, с. 229)
развивает эту мысль: "Научное мышление осваивает, захватывает
природу, выводит ее на привязи в город. Мысля о ней жизнью го-
родского общества, наука усматривает и в ней "законы" природы.
Искусство же выводит общество к природе, дух наш за город и,
проникая к лону, простирает, рапластовывает, раздевает все город-
ские нововведения на первозданное".

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПОНЯТИЕ О МЕДИТАЦИИ» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Вартість облігаційної позики
ГРОШОВО-КРЕДИТНА ПОЛІТИКА УКРАЇНИ В ПЕРЕХІДНИЙ ПЕРІОД У СВІТЛІ МО...
Інвестиційні можливості
Стандарти пейджингового зв’язку
Аудит розрахунку фіксованого сільськогос-подарського податку і за...


Категорія: Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти | Додав: koljan (27.01.2012)
Переглядів: 1134 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП