С точки зрения современных представлений, введенное И.Г. Шульцем разделение аутогенной тренировки на «низшие» и «высшие» ступени (или соответственно АТ-1 и АТ-11) является в значительной степени условным. Если упражнения первой ступени создавались преимущественно в целях воздействия на вегетативно-соматические функции, то, приступая к созданию АТ-11, И.Г. Шульц ставил задачу оптимизации высших психи¬ческих функций и коррекции личностных нарушений. Основу АТ-11 составляет аутогенная медитация (от лат. meditatio — размышление, созерцание). Сущность этого при¬ема заключается в последовательной тренировке процессов воображения (или, как сейчас иногда говорят, имаженитив-ных свойств личности), на основе которых в последующем осуществляется образное представление и нейтрализация аф¬фективных переживаний. По И.Г. Шульцу, приступать к ауто¬генной медитации можно лишь после отличного усвоения ба¬зисных упражнений, критерием которого является способ¬ность быстро «входить» (за 20-30 с) и удерживать себя в со¬стоянии аутогенного погружения в течение часа и более. В аб¬солютном большинстве случаев в состоянии пассивной кон¬центрации у пациентов возникают различные сенсорные ощу¬щения (аутогенные разряды), среди которых особое значение придается визуальным феноменам, т.е. облакообразным, в той или иной степени структурированным, окрашенным и черно-белым, статическим и динамическим зрительным об¬разам, спонтанно возникающим при закрытых глазах. Трени¬ровки пассивной концентрации являются подготовительным этапом к аутогенной медитации и, по И.Г. Шульцу, должны продолжаться около 8 мес. Затем обучаемые приступают к первому упражнению медита¬ции, задачей которого является фиксация спонтанно возникаю¬щих образных представлений, в частности, какого-то одного цвета, доминирующего в поле зрения. Через 2-4 нед. возможен переход ко второму упражнению медитации, сущность которого заключается в целенаправленном вызывании определенных цве¬товых представлений ( «видение» заданного цвета), которые подсказываются суггестологом. Одновременно стимулируются ассоциативные процессы специфической направленности: «цвет-эмоциональные ощущения», например оранжевый ощущение тепла, расслабления; черный — общая тревога и т.д. Длительность освоения второго упражнения — до 4 мес. Третье упражнение заключается в вызывании образных представлений вначале изолированных предметов в обобщен¬ном виде (например, «стул вообще»), а затем конкретных пред¬метов с их «индивидуальными» различиями (например, сло¬манный стул, старинное кресло) в определенных ситуациях, в том числе имеющих отношение к самому обучаемому (напри¬мер, стул, на котором он сидит). В отдельных случаях в конце пе¬риода освоения третьего упражнения, который длится 4-6 мес., обучаемый может увидеть в представляемых ситуациях и само¬го себя, что является одним из критериев успешности. После того как обучаемый хорошо овладеет способностью к целенаправленной визуализации предметных представлений, он может переходить к четвертому упражнению, сущность которо¬го состоит в вызывании образных эквивалентов абстрактных понятий, таких, как «справедливость», «счастье», «истина», «сво¬бода» и т.п. Эти «эквиваленты» обычно глубоко индивидуальны, но всегда поддаются смысловому определению. У одних пациен¬тов понятие «свобода» ассоциируется с «белой лошадью, скачу¬щей по прериям»; у других — с «орлом, парящим в облаках»; у третьих — с небом и т.д. По мнению И.Г. Шульца, конкретность эквивалента абстрактного понятия позволяет выявить бессозна¬тельное, хотя здесь речь, скорее, идет об особенностях мышле¬ния и индивидуального опыта. Скажем, у горца, никогда не бы¬вавшего в прериях, на слово «свобода» скорее возникнет ассоци¬ация с парящим орлом; у жителя Океании — с чайкой и т.д. Чет¬вертый этап медитации осваивается в течение 1-1,5 мес. В процессе пятого упражнения медитации осуществляется постепенный переход к проекции визуальных образов на себя путем концентрации на переживаниях личного характера: «ситу¬ациях, связанных с возникновением желаний», «облагоражива¬ющих эмоциях» и т.п. Иногда эти ситуации оказываются (спон¬танно) развернутыми во времени и пространстве, а основным «действующим персонажем» нередко становится сам обучае¬мый. Проекция на себя является вообще наиболее частым слу¬чаем в ассоциативном эксперименте. На шестом этапе пациент обучается целенаправленно вызы¬вать образы других людей, вначале «нейтральные» или безлич¬ные (торговец, почтальон и т.п.), а затем эмоционально окра¬шенные образы людей, связанных с обучаемым теми или ины¬ми отношениями. Как правило, используются «крайние» типы эмоциональных отношений: симпатии-антипатии. При этом, как отмечает автор, возникающие образы носят несколько шар¬жированный, карикатурный характер за счет «подсознательно¬го» подчеркивания или гиперболизации их приятных или, нао¬борот, отталкивающих (для пациента) свойств. Однако в про¬цессе систематических упражнений эта эмоциональная гипер¬болизация постепенно смягчается, образы становятся все более спокойными и беспристрастными, что, по мнению И.Г. Шуль¬ца, является показателем успешности освоения упражнения и свидетельствует о начале «аутогенной нейтрализации». При визуализации знакомых образов вначале «проявляются» наиболее характерные «контрастирующие» черты их внешности, а направ-енность гиперболизации чаще всего определяется особенно¬стями индивидуальных отношений испытуемых к тому или иному образу. Основная задача шестого этапа состоит в «нейт¬рализации» возникающих значимых образов, что, как считал И,Г. Шульц, способствует купированию прошлых аффектов. Седьмое упражнение, или «ответ бессознательного», заверша¬ет комплекс аутогенной медитации. Овладев способностью к ви¬зуализации образов, обучаемый обращается сам к себе с вопро¬сами, ответы на которые даются «не им самим» в виде вербали¬зованных мыслей, а «подсказываются» спонтанно возникающи¬ми образами, которые затем вербально интерпретируются. Наи¬более часто (в состоянии пассивной концентрации) ставятся вопросы: «Кто я такой?», «Чего я хочу?», «В чем моя главнейшая проблема?» и т.п. По мнению автора, возникающие при этом у обучаемых образы «удивительным путем формируются в пред¬ставление истины» и дают «понимание истинного смысла» бы¬тия.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ВЫСШИХ СТУПЕНЕЙ (АТ-11)» з дисципліни «Енциклопедія гіпнозу»