В 1950-х и 1960-х гг. К. как директивная ориентация — хотя и менее популярное, чем психотер., — стимулировалось развитием профессиональных орг-ций и восстановлением ценности обучения и работы. Рез-том этого был значительный спрос на школьных консультантов (Закон о национальной обороне от 1958 г.) и консультантов в сфере реабилитации. Тем не менее Отделение психол. К. конкурировало с клинической психологией за сферу психол. услуг. Деятельность такого рода продолжается и сегодня (напр., конкуренция за выплаты третьих лиц). Эти действия привели к дальнейшему упадку ориентационной традиции и к отделению консультирующих психологов с докторской степенью от школьных и реабилитационных консультантов с подготовкой ниже докторского уровня. В тот же самый период успехи в области соц. наук привели к существенным концептуальным разраб. (теория Я-концепции, теория стадий), к-рые трансформировали профориентацию в К. по вопросам выбора карьеры и продвижения по службе. Эти успехи тж оказали влияние на психотерапевтическую модель. Теперь существовали различные конкурирующие модели К. Важно подчеркнуть, что в соответствии с собственной историей и теорией К. представляет собой строго определенный способ действий в работе с людьми. Более того, К. связано со специфическими учреждениями и профессиональными функциями. Сегодня, как и в прошлом, консультантов в первую очередь можно найти в сфере образования и чаще всего — в вузах. Вероятнее всего, они участвуют в К. или в обучении и ориентированы на цели образовательной, профессионально-технической и личностной адапт. людей. В ответ на этот традиционный вид К. у мн. возникло предположение о благоприятных перспективах К. в промышленности и здравоохранении. Нек-рые специалисты сменили традиционную среду К. на нетрадиционную: частную практику, больницы общего профиля, корпорации и средства массовой информ. Др. рекомендуют групп. работу и консультации (совещания) как осн. форму деятельности. 1. Хотя с К. связано пестрое множество родственных видов деятельности, ряд важных аспектов (часть из них — общие с др. профессиями, часть — специфические) образуют ядро К. 2. Как и во мн. профессиях, в К. принимается научный подход к практике и исслед. 3. Поддерживается фокус на индивидуальности с особым вниманием к раскрытию личных возможностей чел. в противоположность подчеркиванию патологии. 4. Подчеркивается забота о вопросах развития чел., включая решения об образовании, выборе профессии и межличностной адапт. 5. Профессиональная компетенция включает в себя определенные навыки и знания, способствующие установлению терапевтических отношений, осознанию проблемы, инициации изменений, поддержанию изменения и оценке рез-та. К специализированным знаниям и умениям, часто связываемым с К., можно было бы отнести проведение интервью, оздоровление отношений, оценку, тренинг коммуникативных навыков и межличностных отношений и К. по вопросам карьеры.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Дальнейшее развитие» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»