Метод поощрения представляет собой упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования. Поощрение должно быть обосновано, целесообразно и направлено на стимулирование успешной деятельности. Его эффективность во многом зависит от правильного сочетания разнообразных форм поощрения. Если часто применять одну и ту же форму, то она обесценивается и в дальнейшем не позволяет достичь поставленной цели. Поощрение, как правило, объявляется в торжественной обстановке с освещением сущности поступка, за который поощряется подчиненный, достигнутого результата, степени инициативы и творчества. При этом эффективность воспитательного воздействия зависит от своевременности объявления поощрения и обязательного приведения его в исполнение. Метод принуждения включает в себя систему средств и приемов воздействия на подчиненного с целью исправления его поведения и побуждения к добросовестному исполнению воинского долга. Его сущность заключается в принуждении моряка к выполнению требований командира и воли коллектива подразделения в интересах решения задач, стоящих перед подразделением. Как правило, он применяется тогда, когда иные методы воздействия исчерпаны и не дали положительных результатов. У командира подразделения имеется достаточно много форм принуждения: категоричное требование, запрещение, предупреждение о возможном наказании, дисциплинарное взыскание, привлечение к уголовной ответственности и др. При этом очень важно правильно применять различные виды наказания. Во-первых, наказание должно быть справедливым и четко соответствовать совершенному проступку. Несправедливо наложенное взыскание не только оскорбляет подчиненного и подрывает авторитет командира, но и отрицательно влияет на атмосферу коллектива. Во-вторых, взыскание должно быть занесено в служебную карточку моряка и приведено в исполнение. В противном случае, оно будет формальным и не достигнет поставленной цели. В-третьих, недопустимо наказывать весь коллектив за проступок одного его члена. Огульное массовое применение наказания формирует в коллективе отрицательный морально-психологический климат и может привести к круговой поруке. В корабельной психопедагогике основной целью учебно-вос¬пи¬тательного процесса становится не приобретение знаний, которые впоследствии будут служить средством развития личности профессионального военного моряка, а формирование такой личности, которая способна решать профессиональные задачи, обеспечивая положительный результат в любых условиях корабельной службы. Такое увеличение значения личностных качеств не преуменьшает роль знаний. Наоборот, увеличивается значимость тех знаний, которые помогают совершенствовать профессионально-важные качества личности. Таким образом, под воспитанием военного моряка необходимо понимать его подготовку к будущей профессиональной деятельности посредством приобретения, изменения и совершенствования качеств личности, которые обеспечат успешную военно-профессиональную деятельность. Эффективность этого процесса напрямую зависит от умелого применения командиром корабельного подразделения методов психопедагогики (см. рис. 13).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Метод поощрения» з дисципліни «Психопедагогіка командира корабельного підрозділу»