ФЕМИНИЗМ — термин, применяемый к идеологически-политическим, правовым, филос. течениям зап. мысли, занимающимся женской проблематикой. Идеи Ф., возникнув в Европе в эпоху Просвещения, во втор. пол. 20 в. получили распространение в большинстве стран мира. Заявкой на выделение женской тематики в особый предмет рассмотрения принято считать работу М. Уоллестоункрафт «Защита прав женщины» (1792), вопрос о неравноправии женщин обсуждали Ш. Фурье, Д. Дидро, М. Кондорсе, Ф. Энгельс, Дж.С. Милль и др. Предтечей современного Ф. является работа С. де Бовуар «Второй пол» (Paris, 1949; рус. изд.: М., 1997). В 1970-е гг. произошел взрыв феминистских исследований, а полученные в них результаты оказали влияние на общественные дисциплины. Внешним его стимулом явились противоречия современной цивилизации: она детерминирует массовый приток женщин в профессиональный труд и способствует их личностной самореализации, но ее структуры, создававшиеся с расчетом на женщину-домохозяйку, делают болезненным этот процесс (двойное бремя труда, дилемма карьера — семья, и др.). Ф. является попыткой направить ход развития цивилизации по гуманистическому и демократическому руслу. Является ли вторичное положение женщины в обществе результатом ее биологически-репродуктивных функций или следствием исторически ограниченных форм семьи и общества? Нейтральна ли культура (и философия) по отношению к женщине, или культура остается патриархатной, закрепляя в своих стереотипах господствующее положение мужчины? Такими вопросами в нач. 1970-х гг. в США, Великобритании и Франции задались многие авторы (Б. Фриден, С. Файерстоун, К. Миллет, Дж. Митчелл, Ж. Дженуэй, Л. Ирригрей, X. Хартман и др.) и дали сходные ответы: современное общество является сексистским, осуществляя дискриминацию по признаку пола. Работы этих авторов были философски-идеологическими, в дальнейшем женская проблематика переходит в сферу академических междисциплинарных женских и гендер-ных исследований. Феминистская мысль развивается очень разными по своим воззрениям авторами и взаимодействует с господствующими в национальных культурах идеями. Ее скрепляющими факторами являются: принятие за базисное понятия «гендер», относящегося к социо-половым ролям индивидов (биологические различия мужчин и женщин фиксируются понятием «секс»), и применение гендерного метода. Суть последнего состоит в оценке характера знания (и ин-тов общества) в зависимости от половой принадлежности его производителей. С помощью этого метода были подвергнуты ревизии все общественные и гуманитарные дисциплины. Феминистская мысль в целом тяготеет к теориям, использующим социологические объяснительные модели, таким как марксизм, прагматизм, социологический функционализм, постмодернизм и др., и критически относится к теориям, применяющим биологицистские объяснительные модели, напр. к социобиологии. В рамках Ф. имеются разнообразные течения: либеральное, радикальное, марксистское, социалистическое, постмодернистское и др. Исходный пункт разных программ — демистификация идущего еще от Аристотеля представления о женщине, отождествляющего ее с репродукцией, а мужчину с «человеком», т.е. разумным и социально активным существом. Применив к репродукции социогендерный метод, феминисты сделали вывод, что рождение детей и приобщение их к системе ценностей является самым важным видом социального творчества — созиданием личностей, несущих эстафету культуры. Второй объект демифологизации — представление о семье как ячейке общества, спаянной биологическими и приватными связями, на которые не распространяются законы, действующие в публичном мире. Феминисты утверждают, что все стороны семьи пронизаны социоэкономическими векторами: домашняя хозяйка участвует в воспроизводстве и поддержании рабочей силы, через мужа является объектом извлечения прибавочной стоимости, а работающая женщина является объектом двойной эксплуатации. В отличие от Энгельса, многие идеи которого они используют, феминисты считают, что все формы социальной иерархии создавались по модели семейной субординации. Неравноправие в семье объясняет, почему «власть» оказалась в руках мужчин и осуществляется по образцу агрессивности и почему культура является маскулинистской. Феминисты марксистской и социалистической ориентации предлагают считать базисной структурой при объяснении надстройки общества не производительные силы и производственные отношения, а социально-репродуктивную организацию общества (Э. Джаггар, Хартман, X. Хартсок). Их вердикт таков: общество, в котором женщины в семье являются «эксплуатируемым сексуальным классом», должно быть перестроено с учетом социальной роли женского труда, а по мнению радикалов — революционным образом (С. Файерстоун, 1970). Умеренно социологической модели придерживаются феминисты, тяготеющие к психоанализу. В нач. 1970-х гг. З. Фрейд был объектом атак за биологицистский детерминизм (Миллет, 1970), но в дальнейшем некоторые из них находят, что в отождествлении женщинами себя с «вторичным бытием» есть корни в подсознательном, в складывающихся у девочки отношениях с матерью и отцом, в страхе перед ее собственной «властью» и др. (Д. Диннерстейн, Н. Чодоров, Э. Хорни). У поборников Ф. нет единства относительно будущей культуры — быть ей феминистской, бисексуальной или положиться на стихийный ход ее развития. Большие расхождения имеются и в определении стратегии демаскулинизации. Либералы уповают на реформы, образование и пропаганду, социалисты и марксисты — на ломку капиталистической системы, радикалы — на отказ от культа семьи и обретение женщинами собственной власти (Миллет, М. Френч, М. Дейли). Безотносительно к реализуемости их программ, феминисты ввели в оборот социальной мысли большой пласт новых тем: материальное производство и воспроизводство рабочей силы, истоки дифференциации социополовых ролей, домашний труд на рынке труда, отношение семейной и социальной субординации и др. Радикальный Ф. обратил внимание на проблемы изнасилования, проституции, порнографии, абортов, сексуальных запугиваний и др. Социальные психологи исследовали влияние бытующих стереотипов сексуального поведения и языка на сексуальную самотождественность, на действие двойных (для мужчин и женщин) стандартов морального поведения, на нарушение биологического и психологического баланса в жизни женщины. Философами-феминистами была проведена ревизия истории философии, имеющая цель не только переоценить мыслителей прошлого в зависимости от решения ими проблем женщин, но и показать, каким образом это решение влияло на «твердое ядро» философии — метафизику, эпистемологию, этику, философию науки. В качестве альтернативы предлагается отказ от резкой оппозиции субъекта и объекта, телесного и духовного, природного и социального, эмоционального и рационального, и методология, исходящая из контекстуальности знания. Для раннего Ф. был характерен лозунг «равенство полов», для зрелого — «равенство в различии». Но как понимать различие? Психолог К. Джиллиген в кн. «Другим голосом» (1986) на основе проведенных ею эмпирических исследований констатировала существование особого женского способа рассуждения о моральных и личностных дилеммах. Ее заключительный вывод — этику индивидуализма всегда дополняла этика заботы, носителями которой являются женщины с их самоотдачей семье. Идея альтруистической этики заботы — серьезный вклад феминистской мысли в развитие философии. Вместе с тем было высказано и др. мнение: поскольку в этической и психологической областях мужские и женские поведенческие признаки «размазаны» между полами, провести границы между ними невозможно (Дж. Гримшоу). Ф. столкнулся с характерным для философии феноменом: то, что на обыденно-интуитивном уровне кажется самоочевидным, — напр., различение мужского и женского опытов — на теоретическом уровне доказать трудно. Не удалось доказать и наличие «универсального женского опыта»: опыт африканских женщин на поверку оказывается ближе опыту африканских мужчин, нежели опыту амер. женщин. Интерес фр. постмодернистских феминистов (Э. Сиксу, Ирригрей, Ю. Кристева) сосредоточен на деконструкции тотализирующих структур власти, таких как язык и знание, сделавших женщину «другой», а также «мужского лица» философии с его отличительными признаками — «логоцентризмом» и истиной. Средством обретения женщинами своей аутентичности они считают «переописание женского тела» и текстуальное самовыражение. Вместо политики универсализма и интеграции ими предлагается «постфеминистская» политика локальности и контекстуальности. В США получили развитие радикально-социологические варианты постмодернизма, противопоставляющие макрополитике феминизма 1970-х гг. микрополитику коммунальности, «неструктурированной понятием «гендер». Ф. — наиболее примечательная новизна зап. мысли поел, трети 20 в., существенно расширившая ее смысловое поле. Изменив риторику и сделав разговор о полах «политически корректным», феминизм повлиял на ментальность и практику зап. общества. Феминизм: перспективы социального знания. М., 1992; Феминизм: Восток, Запад, Россия. М., 1993; Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. М., 1996; Теория и история феминизма. Курс лекций. Харьков, 1996; Воронина О.А. Тендерная экспертиза законодательства в области средств массовой информации. М., 1997; Юлина Н.С. Феминизм: женщина, семья и общество // Юлина Н.С. Очерки по философии в США. XX век. М., 1999. Firestones S. The Dialectics of Sex. The Case for Feminist Revolution. New York, 1970; Millett K. Sexual politics. New York, 1970; Janeway E. Man's World, Woman's Place. Murrow, 1971; Irigray L. Speculum, de L'Autre Femme. Paris, 1974; Mitchell/. Psychoanalysis and Feminism. New York, 1974; Elshtain J.B. Public Man, Private Woman. Princeton, 1981; Kristeva J. Desire in Language: a Semiotic Approach to Literature. New York, 1982; Jaggar A. Feminist Politics and Human Nature. Totowa, 1983; Grimshaw J. Philosophy and Feminist Thinking. Minneapolis, 1986; Gilligan С. In a Different Voice. Cambridge (Mass.), 1986; Cixous H. The Body and the Text. New York; London, 1990; Mann P.S. Micro-Politics. Minneapolis; London, 1994. Н.С. Юлина
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ФЕМИНИЗМ» з дисципліни «Філософія: Енциклопедичний словник»