МУТАЗИЛИТЫ (араб. — отделившиеся, обособившиеся) — представители первой крупной школы в мусульманской «спекулятивной теологии» (калам), процветавшей в пер. пол. 9 в. Мутазилизм возник и получил первоначальное развитие в ходе диспутов мусульман с представителями др. верований, прежде всего христианства, а также с появлением в исламе различных религиозно-политических течений. В этих спорах сложилась характерная для всего калама в целом проблематика, включившая вопросы об атрибутах Бога и их соотношения с его сущностью, извечности Корана как слова Божьего или его сотворенности во времени, проблему свободы воли и предопределения и т.п. М. считались «отделившимися», потому что они утверждали, что совершающий смертельный грех отходит от рядов правоверных, но не становится неверующим, т.е. он занимает промежуточное положение между теми и другими. Поэтому принято считать, что М. восходят к кругу Хасана аль-Басри (ум. 728), от которого откололись его ученики Васил ибн Ата (ум. 748) и Амр ибн Убайд (ум. 762). Деятельность М. проходила в период активных переводов работ великих антич. мыслителей во втор. пол. 8 в. М. отрицали необходимость слепого следования религиозным авторитетам и традициям. Сомнение они рассматривали как первое условие познания, считая, что «50 сомнений стоят больше одной догмы». Они считали, что человек кроме пяти чувств обладает еще и шестым — разумом, «светом разума», на суд которого должны быть отданы все проблемы. Они опирались на силлогизм и аналогию, в основе которых лежали филос. а не религиозные положения. Все трактаты, которые приписывают или относят к М., включали в себя два главных раздела: о справедливости и единобожии, и поэтому их называли поборниками справедливости и единобожия. М. основывали свои взгляды на учениях Демокрита, Эпикура, Эмпедокла и др. антич. философов. Наиболее известными представителями мутазилизма были аль-Алляф (ум. ок. 840), ан-Наззам (ум. 835—846), аль-Джахиз (ум. 868). М. являлись активными сторонниками свободы воли. Они считали, что, поскольку Бог справедлив, он может творить по отношению к своим созданиям только то, что целесообразно и справедливо. Отсюда они выводили, что Бог не может быть источником зла и несправедливости, потому что если человеческая воля несвободна и все поступки людей предопределены, то получается, что Бог несправедлив, наказывая их за зло. Иными словами, М. утверждали, что у человека наличествует свободная воля, и за все дурные поступки он должен отвечать перед Богом. Бог, согласно учению М., всемогущ, но только относительно добра и справедливости. Зло и несправедливость не исходят от Бога, значит, есть такие акты, которые Всевышний не способен совершать. Когда, напр., ан-Наззама обвинили в отрицании всемогущества Бога, то он ответил: «Вы не допускаете, чтобы Аллах творил зло актуально, а я не допускаю, чтобы потенциально». Если человек свободен, то он волен совершать как добрые, так и дурные поступки. Бог, в силу своей справедливости, оказывается вынужденным награждать человека за благие дела и наказывать за дурные. В итоге получается, что Бог совершает это не по своей воле, но по своей справедливости. Бог обязан, желает он того или нет, награждать или наказывать свои создания. Историческая заслуга М. заключалась в том, что они первыми пробили брешь в догматической мусульманской мысли, основывающейся на слепой вере в каждую букву «священных текстов». После этого религиозные деятели уже не могли отвечать на все вопросы, касавшиеся истины догматов ислама, традиционным «биля кайфа» (не спрашивай как). Они выступали также против всякого антропоморфизма. М. считали, что мусульманское единобожие несовместимо с признанием реальности и извечности Божественных атрибутов как неких сущностей, отличных от Божественной сущности. Традиционный список главных «положительных» атрибутов Бога обычно включал следующие семь: знание, могущество, жизнь, волю, зрение, слух и речь. Из них субстанциональными, т.е. внутренне присущими Божественной сущности как таковой, М. признают только первые три, объявляя их тождественными Божественной сущности и в этом смысле извечными. Остальные же характеристики они относят к «атрибутам действия», возникающим во времени, изменчивым, а потому отличным от Божественной сущности. Отсюда следует и мутазилитское учение о сотворенности Корана как слова Божьего, расходящееся с преобладающим в мусульманской мысли представлением об извечности Корана. Пять основных принципов этического рационализма М., общих для всех его школ, включали: объективность ценностей; Бог — источник одного лишь блага; рациональная познаваемость ценностей; человеческая способность действовать и познавать ценности — источник зла; вечное вознаграждение или наказание в потустороннем мире сообразно с ответственностью человека, вытекающей из 3-го и 4-го принципов. Наиболее известные мутазилитские школы были в Басре и Багдаде в 9—10 вв. При Халифе аль-Мамуне и двух его преемниках, с 813 по 847, к их деятельности правители относились весьма благосклонно, даже рассматривали тезис о «сотворенности» Корана в качестве показателя лояльности религиозных авторитетов к правящему режиму. Однако после 847 М. подверглись гонению. Мутазилизм оказал большое влияние на развитие рационализма в философии и культуре мусульманского Востока.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МУТАЗИЛИТЫ» з дисципліни «Філософія: Енциклопедичний словник»