Общая характеристика явления дана выше (п. 3522.1). В настоящем параграфе мы рассмотрим, так сказать, внутренние проблемы категории. Следует отметить, что этой категории сильно не повезло в отечественной философской литературе советского периода. Практически она не исследована в своем внутреннем содержании. Во всяком случае, противоположная ей категория закона удостоилась этой "чести" в гораздо большей степени. Это опять же указывает на определенный крен в сторону лапласовского детерминизма. Итак, попробуем разобраться в том, что представляет собой явление как категориальное определение действительности. С точки зрения "встречаемости" или частоты явления можно разделить на три вида: 1) частые или массовые явления (например, выпадение осадков в умеренной зоне); 2) редкие или нечастые явления (например, выпадение осадков в пустыне); 3) исключительные или уникальные явления. Такое деление явлений в известном смысле условно. Ведь любое явление по-своему неповторимо, специфично, исключительно или уникально, имеет, как бы сказать, специфическую или индивидуальную физиономию, свое «лицо". Неповторимость, специфичность или уникальность — сущностные черты явления. Почему же тогда мы говорим о нередких, частых и даже массовых явлениях? Дело в том, что хотя явление и имеет свою неповторимую "физиономию", оно тысячами нитей связано с теми или иными законами, зависит от них и, соответственно, на нем лежит отпечаток их общей природы. Закон как бы стандартизирует или, лучше сказать, унифицирует явления. (Отметим в скобках, что отношение зависимости между явлением и законом взаимно, т.е. не только явления зависят от законов, но и законы зависят от явлений. Зависимость законов от явлений проявляется хотя бы в том, что несмотря на то, что в идеале должен быть один закон /ведь он по определению есть всеобщая, единственная действительность/, на самом деле законов много и они бывают более общими и менее общими. Множественное существование законов — результат влияния, "давления" на них мира явлений). Таким образом, если явления «делают» законы ущербными в смысле всеобщности, о и законы не "позволяют" явлениям быть абсолютно неповторимыми, исключительными, ранжируют их по степени "встречаемости". Наиболее встречаемые, массовые явления являются в то же время наиболее законосообразными. Чем «сильнее" зависимость явления от закона, тем оно массовиднее, обычнее, типичнее. Однако и самые неповторимые явления зависят от законов. Кроме указанных видов явления существуют еще органические явления или явления как проявления сущности. О соотношении явления и сущности см. ниже, в п. 3522. подпараграф «Сущность и явление».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Явление» з дисципліни «Світ очима філософа»