БАНКОВСКИЙ РАСЧЕТ СТОИМОСТИ (УЧЕТ ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛЯЦИЯ В БАНКЕ)
Хотя изначально учет затрат и калькуляция себестоимости каса- лись промышленного производства, впоследствии они стали при- меняться в банках. Действительно, очень важно, чтобы на банков- ские услуги устанавливались соответствующие цены и чтобы была ясна степень рентабельности или убыточности той или иной опе- рации. Хотя обычно калькуляция в банках рассматривается как синоним анализа издержек, она обширнее по содержанию. Каль- куляция себестоимости банковских услуг включает определение издержек по ведомствам, видам услуг, единицам обслуживания и депозитным счетам. В хорошо управляемом банке системы каль- куляции и управления бюджетом банка дополняют друг друга и взаимоконтролируют. Применяются разнообразные системы (методы) учета затрат и калькуляции по подразделениям банка или направлениям деятель- ности, к-рые отличаются друг от друга в некоторых деталях и по процедуре исполнения. Ниже дается примерное описание прин- ципов калькуляции. 1. Первый этап - определение системы классификации затрат по подразделениям или направлениям деятельности. 2. Второй этап - анализ доходов и распределение их по соответ- ствующим доходным классификационным группам. Доход не- пременно должен быть операционного типа, исключающего прибыль от продажи ценных бумаг и погашения списанных ссуд. Доход образуется из двух основных источников: от ссуд и инвестиций (в чистом виде, за вычетом отчислений в резерв на возможные потери) и от выполнения разнообразных услуг и из различных источников. Расчетный доход представляет собой произведение чистого превышения общей средней про- центной ставки на усредненную сумму находящихся в распо- ряжении банка ден. ресурсов, т. е. депозитов (средние остатки на счетах за вычетом "флоута", обязательных резервных тре- бований и наличных денег в кассе банка) и собственного ка- питала (без вложений в банковские сооружения, мебель и оборудование). Заранее рассчитанная, средняя норма дохода примеряется к каждому виду использования ресурсов с целью определения величины дохода. 3. Следующий этап - разбивка по статьям всех расходов, с вклю- чением их в соответствующую категорию (подразделения по оказанию услуг, косвенные расходы, реклама, новые направле- ния деятельности, менеджмент и т. д.). После такого подсчета совокупности расходов по всем статьям можно распределить затратные классификационные группы между соответствую- щими подразделениями, приносящими доход, или направле- ниями деятельности, либо непосредственно, если связь легко прослеживается, либо по какой-либо удобной формуле (напр., занимаемая данным подразделением площадь; соответствую- щие уровню ценовой классификации услуги данного типа; прямые расходы на развитие нового направления деятельно- сти, рекламу и др. прямые расходы). После подсчета общих прямых и распределенных затрат в рамках каждого департа- мента их можно далее перераспределять по нижестоящим подразделениям. Наконец, сравнение общих прямых и распре- деленных издержек с расчетным доходом покажет относитель- ную прибыльность каждого доходного департамента или на- правления деятельности.БАНКОВСКИЙ СТРАХОВОЙ ФОНД (БСФ) Издержки по обслуживанию счета состоят из издержек на веде- ние счета и издержек на проведение расчетных операций. Издерж- ки на ведение счета таковы, что они неизбежны и не зависят от объема операций по счету и включают такие расходы, как подго- товка выписок, вычисления, проверка, ведение дела клиента и т. д. Проведя учет издержек времени в каждом департаменте, занятом подобной работой, и определив пропорции таких издержек, мож- но вычислить долю каждого департамента в общих издержках на ведение счета. Общие издержки по департаменту за вычетом из- держек по ведению счета дают величину общих издержек на про- ведение расчетных операций, к-рые, будучи поделенными на взве- шенный объем обработанных платежных документов, показывают себестоимость обработки одного платежного документа. Взвеши- вание необходимо производить в связи с неодинаковыми затрата- ми времени на обработку различных видов платежных документов. Система взвешивания может быть разработана путем определения стандартной меры (напр., 1 минута) и подсчетом необходимого количества времени на обработку каждого вида платежных до- кументов (напр., работа, выполняемая за 5 минут, оценивается в 5 баллов). Себестоимость единицы платежных документов может быть определена путем умножения средней стоимости стандарт- ной меры на ее количественный вес. При анализе издержек используются две основные методики: расчет реальных издержек (средняя величина) и стандартный рас- чет. При подсчете реальных издержек средний показатель опреде- ляется путем деления общих издержек на соответствующий объем. Предполагаемые общие издержки в бюджетный период Общий объем = Издержки на единицу При оценке предполагаемых общих издержек анализируются переменные и фиксированные издержки. Величина переменных издержек (напр., процентные расходы) меняется пропорциональ- но изменению уровня активности; величина фиксированных издержек (обычно это заработная плата служащим, амортизацион- ные отчисления, расходы по страхованию, арендная плата) остается постоянным в пределах определенного объема работ. Переменные издержки на единицу услуг держатся на определенном среднем уровне, а фиксированные изменяются при изменении объема (па- дают при росте объема и растут при уменьшении объема). Возник- новение переменных издержек связано с деятельностью банка. При ее отсутствии исчезают и переменные издержки. При стандартном расчете издержек используются базовые ориен- тиры для определения стандартного уровня издержек. Стандарт- ные издержки используются как эталон. Определение издержек по критерию стандартности опирается на глубокое исследование ре- зультатов деятельности. Программа банковского исследования для выработки стандартов направлена на совершенствование кадровой работы и снижение издержек. Рабочий день служащего дробится на отрезки времени (сегменты). Можно идентифицировать время, необходимое на выполнение определенной задачи. Сумма времен- ных сегментов, связанных с определенными задачами, составляет объем работы для подсчета издержек. Такие сведения затем исполь- зуются для определения стоимости продуктов и услуг. Поданным обзора учета издержек в крупных банках и ссудосбе- регательных ассоциациях в 1989 г. приоритетность целей учета была следующей: 1. Разработка продукта и определение цен. 2. Снижение затрат. 3. Оценка результатов деятельности. 4. Сопоставление с издержками др. банков. Рассмотренные выше общие основы имеют универсальное зна- чение. Тем не менее системы учета затрат и калькуляции себесто- имости в банках значительно отличаются друг от друга в зависи- мости от решаемых ими конкретных задач. Основным вопросом при разработке каждой системы является определение степени глубины анализа издержек. Для достижения этой цели использу- ется помощь профессиональных банковских аналитиков, банков- корреспондентов и банковских ассоциаций, к-рые обеспечивают и кадровое пополнение штата бухгалтеров и аналитиков банка. Определив издержки по департаментам, счетам или платеж- ным документам, банк сможет принять меры по их корректировке. В отношении счетов клиентов это может быть, напр., уменьшение выплачиваемых процентов, увеличение неснижаемого остатка, сокращение объема операций и, наконец, платы за услуги, что является необходимыми шагами при приведении издержек по об- служиванию счета в соответствии с доходами от этого вида деятель- ности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «БАНКОВСКИЙ РАСЧЕТ СТОИМОСТИ (УЧЕТ ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛЯЦИЯ В БАНКЕ)» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»