Фонды и средства торговых предприятий: их классификация и характеристика
В процессе хозяйственной деятельности торговые предприятия образуют фонды материальных и денежных средств. По экономическому содержанию фонды материальных средств торговых предприятий подразделяются на основные, оборотные фонды и фонды обращения. Такое деление обусловлено ролью в кругообороте и порядком перенесения стоимости на товар. К основным фондам, как уже указывалось, относятся средства труда. Стоимость, переносимая основными фондами на товар, образует амортизационный фонд, средства которого расходуются на возмещение изношенных основных фондов. Оборотные фонды, т.е. предметы труда, включают в себя малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, некоторые виды тары, материалы для хозяйственных нужд, топливо, спецодежду, а также сырье, используемое предприятиями общепита. К фондам обращения относятся товарные запасы текущего хранения, сезонные запасы товаров, товары досрочного завоза в торговой сети на базах, складах и в пути, готовую продукцию на предприятиях общепита, а также денежные средства в кассе предприятия, в пути на расчетном и других счетах в банке, средства, вложенные в расчеты и дебиторскую задолженность. Оборотные фонды и фонды обращения в отличие от основных фондов постоянно обновляются и полностью переносят свою стоимость на реализуемый товар за один оборот. Фонды денежных средств торговых предприятий классифицируют по: экономическому содержанию; отраслям деятельности; назначению и направлениям использования; источникам формирования финансовых ресурсов. • По экономическому содержанию все денежные средства торговых предприятий делятся на основные и оборотные. В отличие от фондов материальных средств основные и оборотные средства торговых предприятий не расходуются и не потребляются, а авансируются. Основные и оборотные средства являются денежной формой основных и оборотных фондов. Основные средства авансируются в основные фонды; оборотные средства — в оборотные фонды и фонды обращения. Оборотные средства (оборотный капитал) — это денежные средства, вложенные в оборотные фонды и фонды обращения и служащие финансовым обеспечением предпринимательской деятельности. Оборотные средства являются одной из составных частей имущества предприятия. Эффективность их использования — одно из основных условий успешной деятельности торгового предприятия. Оборотные средства — это прежде всего стоимостная категория. Являясь стоимостью в денежной форме, они, как уже указывалось, не расходуются, не потребляются, а авансируются в оборотные фонды и фонды обращения и совершают непрерывный кругооборот, в процессе которого меняют форму стоимости (денежная — товарная — денежная) и обслуживают процесс товарного обращения. Авансирование — одна из отличительных черт оборотных средств. Временным критерием для авансирования оборотных средств является не квартальный или годовой объем фондов, а один кругооборот, после которого они возмещаются и вступают в следующий кругооборот. Основная масса оборотных средств торговых предприятий авансирована в товарно-материальные ценности — товары, производственные запасы и др. Около 80% оборотных средств в запасах товарно-материальных ценностей составляют товары. Другие элементы оборотных средств торгового предприятия — денежные средства в кассе, на расчетном счете и в пути, расходы будущих периодов, а также дебиторская задолженность. Отечественная практика предполагает нормирование, т.е. установление плановых норм запаса и нормативов по элементам оборотных средств, за исключением денежных средств на расчетных счетах и средств в расчетах. Размер ненормируемых оборотных средств определяется в оперативном порядке. Оборотные средства торгового предприятия формируются за счет собственных, заемных и привлеченных источников финансирования. Собственные средства играют главную роль в организации кругооборота фондов, так как предприятия, работающие на основе коммерческого расчета, должны обладать определенной имущественной и оперативной самостоятельностью. Формирование оборотных средств предприятия происходит в момент его учреждения (создания уставного капитала) за счет средств учредителей предприятия. В процессе функционирования предприятия источником пополнения оборотных средств являются чистая прибыль и привлеченные в оборот предприятия средства (так называемые устойчивые пассивы), к которым относятся минимально переходящая из месяца в месяц задолженность по оплате труда работникам предприятия, переходящая задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, кредиторская задолженность и др. Дополнительная потребность предприятия в оборотных средствах покрывается за счет заемных средств, которые представляют собой в основном краткосрочные кредиты банка. Размер заемных средств в обороте торговых предприятий, особенно в условиях инфляции, может в несколько раз превышать размер собственных оборотных средств. Критерием оценки эффективности управления оборотными средствами является фактор времени: чем дольше оборотные средства пребывают в одной и той же форме (денежной или товарной), тем при прочих равных условиях ниже эффективность их использования, и наоборот. Показателем, характеризующим меру интенсивности использования оборотных средств, является оборачиваемость, т.е. длительность одного полного кругооборота средств, который завершается зачислением выручки от реализации товаров и услуг на счет предприятия. Оборачиваемость оборотных средств характеризуется системой следующих взаимосвязанных показателей: продолжительность одного оборота в днях; коэффициент оборачиваемости; коэффициент загрузки. Продолжительность одного оборота оборотных средств в днях (В) исчисляется по формуле:
где ОС — остатки оборотных средств (средние, если на определенную дату) (руб.); Т — объем товарооборота (руб.); Д — число дней в анализируемом периоде. Оборачиваемость в днях позволяет судить о том, в течение какого времени оборотные средства проходят все стадии кругооборота на данном предприятии. Уменьшение длительности одного оборота свидетельствует об экономном использовании финансовых ресурсов. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Кдр) — количество оборотов, совершаемых оборотными средствами за определенный период времени, — исчисляется по формуле: Коб = Т : ОС. Коэффициент загрузки средств в обороте (К^ ) является показателем, обратным коэффициенту оборачиваемости, и определяется по формуле: Кзагр =ОС : Т. Показатели оборачиваемости оборотных средств могут исчисляться по всем оборотным средствам, участвующим в обороте, и по отдельным элементам. Пример. Анализ оборачиваемости оборотных средств Показатели Базисный период Текущий период Изменение (+,-) Объем товарооборота (Т), 25000 27000 +2000 млн. руб. Количество дней 90 90 — в периоде (Д), дни Однодневный товаро 277,8 300,0 +22,2 оборот (Т:Д), млн. руб. (25 000 : 90) (27 000 : 90) Средний остаток оборот 7000 6500 - 500 ных средств (ОС), млн. руб. Оборачиваемость (В), 25,2 21,7 -3,5 ДНИ (7000 : 277,8) (6500 : 300) Коэффициент оборачи 3,6 4,2 +0,6 ваемости (Кдд), коли (25 000 : 7000) (27 000 : 6500) чество оборотов Коэффициент загрузки 0,28 0,24 -0,04 (к^р) (7000 : 25 000) (6500 : 27 000)
Изменение показателей оборачиваемости в динамике свидетельствует о ее ускорении или замедлении. При ускорении оборачиваемости оборотных средств из оборота высвобождаются, а при замедлении — вовлекаются дополнительные средства. Высвобождение оборотных средств вследствие ускорения их оборачиваемости может быть абсолютным или относительным. Абсолютное высвобождение — снижение суммы оборотных средств в текущем периоде по сравнению с предшествующим при увеличении объемов продаж. При относительном высвобождении темпы роста объемов продаж опережают темпы роста оборотных средств. Из таблицы, приведенной в примере, следует, что в результате ускорения оборачиваемости средств в текущем периоде по сравнению с базовыми на 3,5 дня произошло высвобождение средств из оборота предприятия. Абсолютное высвобождение составило 500 млн. руб. (6500 — 7000), относительное высвобождение - 1050 млн. руб. [(21,7 - 25,2) х 300,0]. Эффективность использования оборотных средств зависит от многих факторов, которые можно разделить на внешние (независимые от предприятия) и внутренние (на которые предприятие может и должно влиять). К внешним факторам относятся общеэкономическая ситуация в стране, налоговое законодательство, условия получения кредитов и процентные ставки по ним и др. Эти факторы определяют рамки, в которых предприятие может управлять внутренними факторами движения оборотных средств. • По отраслям деятельности все денежные средства торговых предприятий подразделяются на денежные средства розничных, оптовых предприятий, предприятий общественного питания и неторговой деятельности. • По назначению и направлениям использования все финансовые ресурсы торговых предприятий делятся на централизованные, децентрализованные фонды денежных средств и резервы. Централизованные фонды денежных средств формируются в торговых предприятиях, имеющих широкую сбытовую сеть. Средства из централизованных фондов используются на: оказание финансовой помощи вновь открывающимся предприятиям; капитальные вложения (инвестиции) на новое строительство. Децентрализованные фонды денежных средств являются формой проявления собственных средств торговых предприятий. В зависимости от порядка образования и использования децентрализованные фонды делятся на фонды общего (общехозяйственного) назначения и целевые (специальные). Фонды денежных средств общехозяйственного назначения предназначены для финансирования основной деятельности торговых предприятий — например, уставный капитал торгового предприятия. Целевые (специальные) фонды денежных средств — собственные средства, предназначенные для финансирования строго определенных целевых мероприятий: • фонд оплаты труда, предназначенный для стимулирования работников; • фонд развития (производственного и социального развития), предназначенный для технического перевооружения, реконструкции, строительства, прироста собственных оборотных средств, содержания объектов социального и культурно-бытового назначения и др.; • фонд возмещения потерь от уценки товаров, предназначенный для вовлечения в оборот неходовых товаров и возмещения торговым предприятиям расходов, связанных с распродажей товаров по сниженным ценам. Характер использования общих и целевых (специальных) фондов различен — например, использование уставного капитала не ведет к его уменьшению. Средства уставного капитала постоянно находятся в хозяйственном обороте предприятия. Использование же средств целевых (специальных) фондов означает их прямое расходование. Децентрализованные фонды денежных средств торговых предприятий полностью зависят от результатов хозяйственной деятельности торговых предприятий. Для поддержания устойчивого финансового положения торговых предприятий и создания гарантий платежеспособности создаются различного рода резервные фонды. В частности, при создании новых предприятий наряду с уставным формируется и резервный фонд денежных средств. Этот фонд создается путем отчислений от прибыли, его размер составляет, как правило, 25% величины уставного капитала. (Причем при исчислении налога на прибыль размер налогооблагаемой прибыли уменьшается на величину отчислений в резервный фонд.) Основное назначение подобного фонда заключается в обеспечении расчетов предприятия по своим обязательствам в случае его признания несостоятельным (банкротом). • По источникам формирования финансовых ресурсов выделяют собственные, привлеченные и заемные средства торговых предприятий. Собственные средства формируются в торговом предприятии при его создании, зачисляются в уставный капитал и в дальнейшем увеличиваются за счет прибыли, которая также включается в состав собственных средств предприятия. Привлеченные средства — это кредиторская задолженность, в основном задолженность поставщикам в связи с разрывом между временем поступления и оплаты товаров. Заемные средства — краткосрочные и долгосрочные кредиты банков. Необходимость заемных средств обусловлена несовпадением времени затрат на покупку товаров и поступления выручки от их реализации. Заемные средства привлекаются временно и на определенные цели. Кредит — один из важных источников формирования оборотных средств торговых предприятий, при помощи которого размер оборотных средств приводится в соответствие с потребностью в них. При кредитовании соблюдаются общие принципы: целевой характер кредита; срочность; возвратность; обеспеченность товарно-материальными ценностями; платность. Целевой характер предполагает, что кредит дается под определенную конкретную программу; срочность кредита означает, что ссуды выдаются на срок, предусмотренный соответствующей программой; принцип возвратности предполагает направление выручки от реализации на погашение кредита; обеспеченность товарно-материальными ценностями предполагает, что торговая организация должна иметь в наличии материальные ценности, под которые получены кредиты и реализация которых позволит погасить имеющуюся задолженность. Кредитование может быть краткосрочным, которое, как правило, применяется для текущей хозяйственной деятельности предприятий, и долгосрочным — обычно для кредитования инвестиций (капитальных вложений). В процессе кредитования банк должен осуществлять контроль за соблюдением принципов и условий кредитования при оформлении и выдаче ссуд, а также при проверке обеспеченности кредитов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Фонды и средства торговых предприятий: их классификация и характеристика» з дисципліни «Торгівельна справа: економіка і організація»