ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Індустріальна економіка

Государственная собственность
Режим государственный собственности также предполагает ис-
ключительность прав собственности. Из доступа к ресурсам исклю-
чены все лица, которые не являются гражданами данного государ-
ства. Кроме этого все граждане государства как частные лица также
исключены из доступа к государственным ресурсам. Их ссылка на
личный интерес не является достаточным основанием для получения
доступа к ресурсам. Доступ к ограниченным ресурсам регулируется
ссылкой на коллективные интересы общества в целом. Исключение
граждан государства как частных лиц из доступа к ресурсам, в отли-
чие от коммунальной собственности, где использование ресурса мо-
жет регулироваться неформальными правилами, при государствен-
ной собственности должно быть закреплено в формальных прави-
лах, установленных государством. Совладельцы государственной
собственности не могут продать свои права на нее.
Усложнен контроль над этой собственностью и ее управле-
ние. Государственной собственностью управляет бюрократия, а
проконтролировать ее сложно. Очень высоки издержки внутрен-
него управления государственной собственностью, процедура
принятия решения по оперативному управлению ею чрезвычайно
сложна. Серьезную проблему представляет согласование интере-
сов совладельцев, решение которой зависит от соотношения по-
литических сил.
Чиновники на различных уровнях обладают разными пра-
вами и привилегиями. «Место» само по себе имеет ценность и

182
Глава 3. Экономическая теория прав собственности
подвержено конкуренции, поэтому неявно складывается частная
собственность на «место» в государственной иерархии. Реальное
осуществление правомочий при государственной собственности
возлагается на чиновников, у которых свои собственные эконо-
мические интересы, не совпадающие с интересами тех, кого они
должны представлять. Возможности контролировать чиновников
при государственной собственности весьма ограничены, поэто-
му фактически права собственности превращаются в частные. У
чиновников появляется возможность нарушать формальные пра-
вила, регулирующие доступ к ресурсам, и развиваются институ-
ты административного рынка, где обмениваются права нарушать
формальные правила[Найшуль, 1992].
Давайте, посмотрим, какова структура стимулов при режи-
ме государственной собственности. Индивид может осуществлять
реализацию прав собственности как частное лицо и как государ-
ственный служащий. Принимая решение о продаже леса на участ-
ке земли, который принадлежит ему лично, министр действует
как частное лицо. Принимая решение о продаже леса, находя-
щегося в государственной собственности, он действует как госу-
дарственный служащий. Поступает ли этот индивид одинаково в
обоих случаях? Частный владелец получает всю выгоду и несет все
издержки, связанные с теми действиями, которые он предприни-
мает в отношении своих ресурсов. Государственный служащий не-
сет только небольшую часть издержек и получает незначительную
часть выгод, связанных с его действиями в отношении ресурсов,
которые находятся в государственной собственности. Те лица,
которые, в конечном счете, будут чувствовать на себе все выгоды
и издержки, связанные с решениями, принятыми государствен-
ными служащими, — это все граждане государства. В результате
расхождения между теми издержками и выгодами, которые го-
сударственные служащие ощущают на себе, и теми выгодами и
издержками, которые связаны с принятыми ими решениями,
государственные служащие не будут стремиться учитывать всю
полноту последствий своих действий по распоряжению государ-
ственными ресурсами, как они это делали бы, будучи частными
собственниками этих ресурсов [Demsetz, 1998].
В зависимости от организации системы контроля может воз-
никнуть существенное различие между правом государственной
собственности де-юре и этим же правом де-факто. Формально

183
3.4.Альтернативные режимы прав собственности
ресурсы могут находиться в государственной собственности, в то
время как фактически может действовать как режим свободного
доступа, так и коммунальной или частной собственности.
Государственная политика национализации* может воздей-
ствовать на изменение фактических режимов собственности на
определенные ресурсы. В 1960-х годах многие развивающиеся
государства, движимые заботой о защите природных ресурсов,
осуществили национализацию всех земельных и водных ресурсов,
не находившихся в то время в частной собственности. Политика
национализации не учитывала различий между общедоступной и
коммунальной собственностью. Коммунальные права собствен-
ности контролировали доступ и изъятие единиц ресурса (напри-
мер, режим коммунальной собственности действовал при исполь-
зовании лесов, пастбищ, рек, регулировал прибрежный рыбный
промысел). Эти права собственности формировались на протя-
жении длительного времени, но при проведении политики на-
ционализации они не получили формального правового статуса.
Институциональные устройства, которые выполняли функции
ограничения доступа, были лишены законных оснований, но го-
сударство при этом не обладало финансовыми средствами и ка-
драми, необходимыми для организации эффективного контроля
над использованием ресурсов. Таким образом, ресурсы, которые
де-факто находились в режиме коммунальной собственности, ко-
торый поддерживался местными пользователями этих ресурсов,
были переведены де-юре в режим государственной собственно-
сти, но де-факто были возвращены в режим открытого доступа.
Результатом стало менее эффективное использование ресурса**, а в
отдельных случаях результаты были просто катастрофическими.
Итак, мы видели, что, меняя режимы собственности, можно
воздействовать на поведение людей, поскольку альтернативные
режимы собственности порождают различную структуру стиму-
лов. Однако нельзя выбирать в качестве эталона для сравнения
один из режимов собственности. Именно такой подход харак-
* Национализацией называется институциональное изменение, в рамках ко-
торого права частной или коммунальной собственности трансформируются в пра-
ва государственной собственности. Обратный процесс называется приватизацией
[Шаститко, 1998, с. 261].
** Подобные результаты национализации лесов проявились в Тайланде,
Нигерии, Непале и Индии [Ostrom, 2000].
терен для стандартной экономической теории, которая предпо-
лагает, что право частной собственности является единственно
возможным, кроме тех случаев, когда реальная ситуация откло-
няется от оптимального размещения ресурсов и возникает необ-
ходимость вмешательства государства для исправления провалов
рынка. Сравнивая реальную ситуацию с идеальной, в которой
достигается оптимальное размещение ресурсов, стандартная тео-
рия делает нормативные выводы о необходимости приватизации,
национализации или какого-либо другого изменения режимов
собственности. Институциональный подход помогает преодолеть
эту ограниченность неоклассического подхода, сравнивая альтер-
нативные режимы прав собственности между собой, объясняя их
сосуществование в современном мире наличием трансакционных
издержек.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Государственная собственность» з дисципліни «Індустріальна економіка»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ФОРМИ, ВИДИ ТА ФУНКЦІЇ КРЕДИТУ
ШВИДКІСТЬ ОБІГУ ГРОШЕЙ
. Місце та роль комерційних банків на ринку цінних паперів. Профе...
Види банківських ризиків та їх характеристика
Аудит витрат на виробництво продукції рослинництва


Категорія: Індустріальна економіка | Додав: koljan (19.10.2011)
Переглядів: 1452 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП