МЕТОДИКА СТРУКТУРИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ И ФУНКЦИЙ В МНОГОУРОВНЕВЫХ СИСТЕМАХ
При управлении в реальных условиях крупными предприяти ями, вузами и другими организациями невозможно построить иерархическую структуру в виде единого «дерева», связывающе го централизованный аппарат управления с производствами и цехами (или для вуза - ректорат с факультетами и кафедрами). Этот факт вначале вызвал у практических работников недо верие к методу «дерева целей» как к теории, не приемлемой для реальных условий управления. Но исследования закономерностей целеобразования (см.) и формирования структур ЦФ позволили объяснить его и дать практические рекомендации по формиро ванию древовидных иерархических структур ЦФ. Из этих реко мендаций, в частности, следует, что одним «деревом целей» следует считать ту часть структуры, которая может быть сфор мирована в одном языке, а при изменении терминологии нужно формировать другое «дерево», в новых терминах. Иными словами, в сложных многоаспектных многоуровневых системах необходимо с т р а т и ф и ц и р о в а н н о е представле ние их целей и функций. 415 Страты (см.) можно выделять по принципу использования различ ных выразительных средств (различных «языков» представления целей) в процессе прохождения объектом пути от замысла до его реализации: вербальное описание концепции создаваемого предприятия или нового вида продукции, инженерно-конструкторское представление процесса его создания (для продукции, например, обработка, сборка и т.п.), описание технологии создания продукции и, наконец, собственно организация тех нологического процесса (литье, обработка, сборка, испытания и т.д.). Этот способ стратификации используется на предприятии при раз работке соответствующих нормативно-технических и нормативно-ме тодических документов, регламентирующих различные стадии проек тирования и производства продукции, и реализуется в форме различных классификаторов функций конструкторских разработок, технологичес ких процессов производства, выполняемых работниками соответству ющей квалификации. При разработке нормативных документов, организующих перспек тивы развития предприятия, объединения, организации, таких, как про гнозы, основные направления, комплексные программы развития пред приятий (организаций), «деревья» одно от другого удобнее отделять в соответствии с уровнями организационной иерархии систем управления, т.е. выделять страты по принципу «аппарат централизованного управле ния - производство - цех» или «ректорат - факультет - кафедра», разра батывая основные направления и прогнозы развития для этих уровней. Такое стратифицированное представление ЦФ позволяет организовать взаимодействие между структурами целей разных уровней оргструктуры. Исследования проблемы стратифицированных представлений показали, что в принципе структуры целей (основных направлений развития) и функций на каждой страте могут быть сформированы по различным логическим принципам (т.е. с помощью различных методик структуризации), даже с использованием различных ви дов структур (на верхних уровнях - древовидные иерархии, на ниж них - последовательности функций в виде сетевой модели), однако при анализе вариантов структуры ЦФ предприятия (организации) целесообразно вначале на всех стратах построить иерархические структуры с использованием одной из методик структуризации, то позволяет принимать решения о перераспределении функций между уровнями системы организационного управления. Такое представление структур основных направлений и фун кций иллюстрируется рисунком, где показано, что глобальная цель может и не переформулироваться на нижележащей страте и, кроме того, на этой страте различные ветви могут формировать ся разными подразделениями и не быть связанными на своем уров- 416 zzz v ^ ^ ^ . ^ „ ^ „ ^ не (no горизонтали), хотя в принципе могут существовать и го ризонтальные взаимосвязи. При проведении экспертного опроса по перераспределению функций между стратами экспертную группу следует формиро вать с учетом пространства инициирования целей, т.е. закономер ности коммуникативности (см.). Организовать опрос в приемлемые сроки позволяет автома тизация формирования и анализа целей и функций систем (см.). Для этого в качестве последнего списка в автоматизированную диа логовую процедуру анализа ЦФ следует ввести перечень уров- 417 ней организационного управления, а затем признак «уровни уп равления» при выводе результатов на дисплей вынести на верхний уровень выводимых иерархических структур, что предусмотрено в таких процедурах. После распределения функций между уровнями организаци онного управления на каждом из них структуры ЦФ могут быть изменены, и в общем случае взаимодействие между структурами целей разных уровней может быть отображено,как на рисунке. Рассмотренный подход к представлению структур целей в многоуровневой системе управления особенно актуален в усло виях перераспределения функций для предоставления большей самостоятельности нижележащим звеньям системы управления. При этом, принимая решения о децентрализации управления, необходимо обеспечить контроль над тем, чтобы, передавая ряд функций нижележащим уровням управления, не утратить функ ции, которые могут быть реализованы только централизованны ми органами управления и при передаче на нижележащие уров ни в принципе не могут быть выполнены. Такой «механизм» перераспределения функций с использова нием методик структуризации и автоматизированной диалого вой процедуры анализа целей и функций (АДПАЦФ) и с оценкой степени (баланса) централизации-децентрализации управления должен стать обязательной составной частью системы управления предприятиями (организациями), функционирующими в постоян но изменяющихся условиях многоукладной экономики. Переход к рыночной экономике заставил обратиться еще к одному способу представления иерархических систем - в виде « э ш е л о н о в » М. Месаровича [3] (см. «Эшелон»). При создании в рамках производственных объединений са морегулирующихся участков, цехов, производств, предприятий малых форм, при управлении предприятиями и организациями, входящими в объединение, акционерное общество и т.п., орга низационно-правовые формы существования промышленных и непромышленных коллективов в условиях рыночной экономики, эшелонированное представление систем управления, а соответ ственно и их структур ЦФ позволяют организовать более гибкое взаимодействие между объединяемыми компонентами системы. Такое представление допускает различные виды взаимодей ствия между уровнями не только в форме прямых управляющих воздействий вышестоящего уровня на подчиненные ему, но и 418 преимущественно взаимоотношения между структурными едини цами различных организационно-правовых форм (по горизонта ли и вертикали) в виде координирующих связей с разной степе нью вмешательства в деятельность этих структурных единиц. Подобные принципы взаимодействия реализуются, например, в структурах типа х о л д и н г а , в которых разным фирмам, вхо дящим в него, предоставляется различная степень самостоятель ности, но осуществлются и контролируются (в частности, с помо щью соответствующего распределения пакета акций) взаимосвязи, обеспечивающие сохранение целостности холдинговой системы. В случае использования стратифицированных и эшелонирован ных представлений в первый этап обобщенной методики структу ризации и анализа ЦФ нужно включить подэтап распределения функций по стратам или структурным подразделениям эшелонов и при оценке и анализе структур использовать не традиционные экспертные оценки (см.), а методы организации смоленых экспертиз (см.), косвенные количественные оценки (см.) и информационную оценку степени целостности (см. Информационный подход к анали зу систем), которая применительно к структурам целей интерпре тируется как критерий управляемости системой при предоставле нии свободы субъектам, реализующим подцели и функции, а для эшелонированных структур трактуется как степень координируе- мости предприятий и организаций, входящих в холдинг. При формировании стратифицированных и эшелонированных структур ЦФ целесообразно также использовать закономерности целеобразования (см.) и методики структуризации целей (см.).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МЕТОДИКА СТРУКТУРИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ И ФУНКЦИЙ В МНОГОУРОВНЕВЫХ СИСТЕМАХ» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»