В 1939 г. гарвардский экономист Пол Сюизи предложил следующее объясне ние кажущейся негибкости цен в отраслях с немногими продавцами. Соперники различно реагируют на изменение цены в сторону повышения и в сторону пони жения. Если фирма А поднимет цену на свою продукцию, фирма В получает но вых клиентов, которых фирма Л потеряет от повышения цены. Если, с другой сто роны, фирма А понизит цену на свою продукцию — фирма В потеряет часть своих клиентов. Каждая фирма стремится избегать потерь. Если причиной потери прибыли фирмы В стало снижение цены товара фирмой А, то естественно ожидать от фир мы В аналогичного понижению цены. С точки зрения фирмы А это означает, что при повышении цены на свою продукцию она должна ожидать потери части сво их клиентов в пользу соперников (поэтому кривая спроса фирмы А эластична при повышении цены). Но если фирма А понизит цену своей продукции, она не должна рассчитывать на переманивание клиентов у конкурентов, так как они так же будут вынуждены понизить цены (кривая спроса фирмы А неэластична при снижении цены). 1 Гипотеза Сюизи выражается с помощью следующих посылок: 1. В олигополистической отрасли каждая фирма ожидает реакции конкурен тов на изменение цены на свою продукцию. 2. Фирмы не вступают в тайный сговор относительно объемов выпуска и уровня цен. 3. Каждая фирма попытается максимизировать свою краткосрочную при быль, увеличивая выпуск, если предельный доход превышает предельные издержки, и уменьшая выпуск, если предельные издержки превышают пре дельный доход. Логическим следствием данных посылок является модель ломаного спроса олигополии, изображенная на рис. 11.5. Пусть фирма Л производит объем продук ции (^ в единицу времени при равновесной рыночной цене Р 0 . В точке (Р 0 , Q^) 1 Sweezy P. Demand Conditions under Oligopoly //Journal of Political Economy, 1939. June. PP. 568-573. 324 Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены пересекаются две кривые: линия D 0 является кривой спроса типа ceteris paribus. Она отражает свойство неизменности цен конкурентов при повышении цены фирмой А. Линия D, является кривой спроса типа mutatis mutandis. Она отража ет свойство изменения цен соперниками вслед за понижением цены на свою про дукцию фирмой А. Кривая спроса ceteris paribus D 0 более эластична, чем кривая спроса mutatis mutandis D v В результате общая кривая спроса олигополии (abc) имеет лома ный вид. а ?! Р' О QoQi ~£ Рис. 11.5. Ломаная кривая спроса олигополии Что должен предпринимать олигополист, имея такую линию спроса, для мак симизации своей прибыли? Ответ известен: уравнивать предельный доход с пре дельными издержками (MR = МС). Однако форма кривой предельного дохода (adef) еще более своеобразна: она не только ломаная, но еще и с разрывом (что объясняется наличием различных наклонов кривой abc). Разрыв в кривой MR позволяет фирме значительно менять издержки (от МС 0 до MCj без изменения максимизирующего прибыль уровня выпуска про дукции. Однако в целом судьба этой с виду оригинальной и интересной концепции не очень счастлива. Эмпирическая проверка модели кривой спроса олигополии поставила факт ее излома под сомнение. К тому же, раздались упреки в том, что модель не объясняет первоначального возникновение «цены перелома» Р По чему эта цена расположена именно на данном уровне, а не выше или не ниже? В 1982 г. один из наиболее непримиримых критиков, Дж. Стиглер, выразил мнение, что модель ломаного спроса и вовсе ничего не отражает, а ее присутствие в учебниках микроэкономики объясняется консерватизмом авторов. Не будем торопиться. Во всяком случае, модель ломаного спроса может быть полезной для объяснения ситуаций в новых олигополистических отраслях, когда соперники еще плохо знают друг друга, либо в случае присоединения к отрасли новичков, о которых также мало известно.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Модель ломаного спроса» з дисципліни «Мікроекономіка»