Л. Скотт Джонсон говорит об оркестровке множества элементов информационной войны как об определяющей ее характеристике 1 . Особенностью психологических операций является уча- стие другой стороны, другого коммуникативного источни- ка в формировании информационного пространства. На- пример, в случае президентских выборов в странах СНГ (украинских – 1999 г., российских – 1996 г.) наблюдает- ся одна и та же картина: левый кандидат пытается пози- ционировать себя как левоцентриста, социал-демократа, в ответ на это правый кандидат переводит его на ультрале- вое состояние, обвиняя в голоде и репрессиях тридцатых годов. Т.е. другой источник коммуникации постоянно на- рушает вводимую картину мира, поэтому становится не- возможным подавать кандидата в старой манере. Или та- кой зарубежный пример, когда пришлось сменить всю стратегию избирательной кампании из-за работы иного источника. В период первого избрания Р. Рейгана его партия проигрывала демократам по количеству сторонни- ков, поэтому Р. Верслин перевел избирательную кампа- нию на более глубинный уровень (семьи, работы, сосе- дей), где партийные различия не были столь значимыми. Следует также признать более активный, а не пассив- ный характер потребителя этой информации. Например, в случае скандала с отмыванием денег в "Bank of New York" симптоматично заявление С. Караганова по поводу кор- рупционности верхов: "Дело не в доказательствах. Глав- ное – общество уверено" (программа "Место встречи" с А. Шараповой, ТВ-6, 1999, 15 октября). Или такой пример воздействия потребителя информации на коммуникатив- ный процесс, рассказанный О. Попцовым (программа "Старая квартира", РТР, 1999, 17 октября): в момент вол- нений в Москве в 1993 г. он попросил выступить по теле- видению Ю. Лужкова, чтобы успокоить население. В ходе обсуждения этого выступления было предложено, чтобы на экране появились сразу три лица, однако от этого отка- зались по следующей причине – "выступление втроем – 420 признак растерянности". В результате выступил один Ю. Лужков. Т.е. потребитель информации также является ак- тивным фактором формирования информационного про- странства. Мы можем изобразить этот феномен следую- щим образом, введя понятие источника и контристочника как обладающих противоположными интересами:
Источник Контристочник Информационное пространство
Потребитель
Роль потребителя также усиливает феномен избира- тельности восприятия, заключающийся в том, что полу- чатель информации сориентирован на отбор той инфор- мации из потока, которая не противоречит сложившейся у него модели мира. Информация, противоречащая моде- ли мира, вносящая разлад, отбрасывается, признается не- правильной, недостоверной. В результате этих внутрен- них аргументов сохраняется целостность модели мира. Роль человека, потребляющего информацию можно увидеть в следующих словах Эрика Хоффера, что пропа- ганда наиболее успешна в случае разочарованных людей: "Они не видят ничего, кроме того, что сами себе уже представили, и музыку именно своей души они слышат в пылких словах пропагандиста" 2 . Этот контекст весьма ха- рактерен и для военных конфликтов, поскольку в этой ситуации человек как бы смещается с социального в би- ологический аспект своего выживания. Примером активного использования источника и кон- тристочника является "информационная дуэль" С. До- ренко – Ю. Лужков. Умение С. Доренко заключается в сохранении на протяжении достаточно длительного пе- риода времени внимания к одному и тому же объекту. Выстраивается постоянная цепочка:
информация – опровержение – опровержение опровержения
В результате перед зрителями возникает бесконечный ряд обвинений и опровержений. Чем более активной ста- 421 новится опровергающая сторона, тем интереснее стано- вится зрителям. И западная, и советская схемы пропаганды активно пользовались распространением нужного вида сообще- ний по разным каналам. В этом случае сообщения, созда- ваемые в недрах спецслужб, либо меняли своего автора, либо публиковались в нейтральных изданиях, чем позво- ляли резко повышать эффективность воздействия подоб- ных информационных потоков. Исходный источник со- общения при этом благополучно терялся.
Новый источник1 Новый источник2 Подлинный источник Информационное пространство Новый канал1 Новый канал2
Можно привести следующий пример 3 :
"Гордиевский лично участвовал в разработке одного из журналистов, используемых КГБ, Арне Херлуфа Петерсена – агента влияния в Дании, завербованного в 1973 г. Леонидом Макаровым, позднее резидентом КГБ в Осло. Петерсен был наивным левым интеллектуалом, в различные периоды увле- кавшимся такими антиимпериалистическими "героями", как Ким Ир Сен, Пол Пот и Муаммар Каддафи. С 1973-го по 1981 г., когда его успешно курировали Макаров, Станислав Чеботок, Вадим Черный и Владимир Меркулов, Петерсен со- глашался не только писать статьи по темам, предлагаемым ему кураторами, но и публиковать под своим именем статьи и памфлеты, написанные для него по-английски службой А".
То есть в результате информационное пространство, даже в своих якобы независимых фрагментах, начинает функционировать в соответствии с едиными правилами игры, исходящими из одного центра.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Коммуникативная партитура» з дисципліни «Психологічні війни»