Технология самопрезентации руководителя состоит из четырех основных технологических позиций 6 . 1. Визуализация облика, состоящая из трех компонентов: - фейсбилдинг (гигиена и коррекция лица, макияж, подбор прически, гигиена волос); - кинесика (пластичность тела, элегантность поз, мимики, жестов и манер, забота о здоровье тела); - стиль одежды (следование современным тенденциям моды, умение носить одежду, использование аксессуаров). 2. Коммуникативная механика, представленная следующими компонентами: - закрепление своего облика в психологическом пространстве (с помощью обмена информацией (коммуникативная сторона общения), эмоциями (перцептивная) и взаимодействия с партнером (интерактивная)); - создание «следов памяти» у личности, на которую оказывается воздействие в виде ярких впечатлений от общения и внешнего облика партнера; - формирование положительной установки на себя и продолжение контактов (например, собственноручное вписывание в визитную карточку мобильного или домашнего телефона подчеркивает искреннюю заинтересованность в поддержании длительных отношений с партнером). В.М.Шепель утверждает, что необходимо правильно организовать информационный обмен между менеджером и его сотрудниками, используя разнообразные формы группового общения (совещания, «мозговые штурмы» и пр.), а также небесполезно создать в коллективе определенный ритуал общения. Интересно, как Конфуций определял необходимый ритуал общения. Им были сформулированы и описаны «Требования к разговору»: «Обращаясь к государю, говори о государственных делах. В беседе с человеком служилым говори о службе государю. В разговоре со старшими веди речь о воспитании юношества, а беседуя с молодыми людьми, говори о сыновнем долге… Когда будешь говорить с чиновником, в начале разговора посмотри ему в лицо, чтобы узнать, расположен ли он слушать тебя. В беседе смотри ему в грудь, выражая этим доверие к собеседнику. А, опуская глаза, ты показываешь свое почтение. В конце же разговора посмотри ему в лицо, чтобы узнать, каково его впечатление от беседы. Порядок сей неизменен…». 7 Что касается воздействия на перцептивном уровне, то хотелось бы напомнить, что восприятие друг друга (о механизмах которого мы говорили ранее) зависит на 45% от речи (от содержания слов и от невербальных речевых проявлений), и на 55 % от визуальных воздействий (мимика, жесты,
6 Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. – М.: Дом педагогики, - 2000. – с.357. 7 Там же. - с. 359-360. пантомимика, внешняя привлекательность и пр.). Профессор Шепель считает, что здесь действует правило «80/20», что означает: 80% - эффект визуального воздействия и 20% - эффект от речевого воздействия. 2. Вербальный эффект представлен следующими процедурами: - обеспечение воспитательного и психологического воздействия речи (внимание к самочувствию и настроению партнера, к его интересам и потребностям, своевременное реагирование на ожидания и притязания собеседника, логичность и актуальность изложения, аргументация своей точки зрения, гибкость и чувство юмора); - управление вниманием собеседника с помощью тембра голоса, интонаций, ритма речи и пр. (с этой целью полезно прослушивать магнитофонную запись своих речей, после чего заниматься совершенствованием их звучания, постановкой голоса, дыхания, освоением искусства красноречия); - использование разнообразных стилей речевого общения; - оснащение речи «риторическими уловками». 3. «Флюидное излучение» предполагает: - эмоциональное биополе; - харизматическое воздействие. Эмоциональное биополе человека формируется не только на его природном биопотенциале, который, в свою очередь, находится под влиянием состояния здоровья, степени утомления и прочих воздействий. Важными факторами являются особенности духовного и душевного состояния, индивидуально-психологические свойства личности. Обладая недостаточным энергетическим потенциалом, трудно добиться успеха. В этом случае следует позаботиться об укреплении собственного организма, воспитании волевых качеств, стрессоустойчивости, развитии духовного потенциала. Если же человек обладает пусть и мощным, но отрицательным потенциалом, то, как правило, это связано с его повышенной агрессией (хотя внешне она не всегда проявляется явно). Такому руководителю стоит пересмотреть свое мировоззрение, начать воспитывать в себе гибкость, терпимость, доброжелательность в общении. Харизматичность предполагает умение быть особенно притягательным и интересным в глазах людей, соответствовать их ожиданиям и, вместе с тем, ярко и ненавязчиво проявлять свою индивидуальность, излучая положительное и оптимистичное отношение к окружающему миру.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Технология самопрезентации руководителя» з дисципліни «Корпоративний імідж: технології формування для максимального росту бізнесу»