Императивный (примитивный) уровень коммуникации отличается от других односторонним характером, поскольку реакция партнера не актуальна для инициатора взаимодействия. В данном случае партнер по общению рассматривается не как субъект коммуникации, а как объект (либо препятствующий, либо необходимый для решения определенных задач). Подобный характер коммуникации встречается при проведении жестких переговоров, когда требования выдвигаются в жесткой форме, а также при авторитарном стиле общения руководителя с подчиненными. Однако, издание распоряжений, указаний, инструкций также можно отнести к императивному уровню коммуникации, что считается вполне правомерным в рамках служебных отношений.
Манипулятивный уровень, также как и примитивный, предполагает неравенство в коммуникации, так как один из партнеров является манипулятором, другой – жертвой манипуляции. Однако, в отличие от императивного, данное взаимодействие имеет иную основу. В предыдущем случае «говорящий» обладает (или уверен, что обладает) достаточными ресурсами (физической силой, статусом, властью, деньгами или др.), чтобы принуждать партнера к выполнению своей цели открыто. В то время как манипулятор не чувствует подобных преимуществ, либо стремится облегчить, ускорить достижение своей цели, в связи с чем и вынужден прибегать к обману.
Признаками данного уровня являются: 1) монологическая форма коммуникаций (когда говорит только один партнер); 2) стремление к подчинению партнера своей цели. Характерными признаками манипуляции являются: 1) диалоговая форма коммуникаций; 2) подчинение партнера своей цели; 3) сокрытие истинной цели взаимодействия; 4) иллюзия свободы выбора у жертвы манипуляции. Коммуникативный контакт может происходить на разных уровнях: 1. Императивный (примитивный). 2. Манипулятивный. 3. Формальный. 4. Гуманистический. 5. Игровой. 6. Деловой. 7. Духовный. 2 Интересным является тот факт, что в процессе такого взаимодействия иногда жертва предпринимает ответные манипулятивные действия, что создает эффект двойной манипуляции, в результате которой возможно получение выгод обеими сторонами. Манипулятивные техники широко используются при создании рекламы, в процессе продажи услуг или продукции потребителям. Формальный уровень используется в случае, когда коммуникация нежелательна или безразлична одному из партнеров, однако формальный «сценарий» требует поддержания контакта. Например, светское общение, которое предполагает соблюдение норм этикета и ведение диалога независимо от субъективного отношения к личности партнера. В организациях такой уровень коммуникаций может быть оправдан в случае кратковременных контактов, не связанных с решением существенных деловых задач. Гуманистический уровень коммуникаций обусловлен естественной потребностью людей в общении и предполагает уважение к личности партнера. Важно отметить, что безоценочное восприятие партнерами друг друга предполагает уважение к личности собеседника независимо от совпадения с представлениями и оценками каждого из них. Такой способ взаимодействия является полезным в любых ситуациях. На базе описанного уровня коммуникаций формируются еще два уровня коммуникативного взаимодействия: игровой и деловой.
Игровой уровень коммуникации является более сложным, чем гуманистический, поскольку предполагает более тонкую настройку на состояние партнера и на особенности его поведения. Признаками формального уровня коммуникаций являются: 1) диалоговая форма коммуникации; 2) отсутствие интереса к личности партнера; 3) отсутствие стремления к дальнейшему сотрудничеству. Гуманистический уровень коммуникаций обнаруживает следующие признаки: 1) диалоговую форму коммуникаций; 2) безоценочное восприятие партнера и уважение к его точке зрения; 3) деликатность; 4) искренность при сообщении целей коммуникации и обсуждении позиций; 5) готовность к активному взаимодействию с партнером. Конечно, наиболее полно он реализуется в межличностном общении, однако и в деловой сфере искусство уже упомянутого выше «делового флирта» осуществляется именно на игровом уровне, позволяя установить и поддерживать более ярко эмоционально окрашенные отношения. Поскольку заинтересованность в таком взаимодействии у партнеров заметно возрастает, можно утверждать, что подобная форма коммуникации позволяет скорее добиться успеха. Данный уровень коммуникации может оказаться продуктивным не только, если необходимо поддерживать длительные контакты с партнерами по бизнесу, но и для снятия психического напряжения, связанного со значительными физическими и психологическими нагрузками. Деловой уровень отличается от предыдущего только повышенной концентрацией партнеров на обсуждении конкретных проблем (научных, производственных, финансовых и др.). В этом случае эмоциональный фон связан не с интересом к индивидуальности партнера, а со вниманием к информации, которую он сообщает. Таким образом, характерным признаком собственно делового уровня коммуникаций является (помимо перечисленных выше особенностей гуманистического уровня) когнитивная составляющая данного взаимодействия. Духовный уровень коммуникаций в бизнесе встречается в настоящее время крайне редко. Однако в том случае, когда личность партнера воспринимается с глубоким уважением, как носитель идеи, духовного начала, можно говорить подобном уровне общения. Существенными чертами игрового уровня коммуникаций являются: 1) диалоговая форма коммуникаций; 2) безоценочное восприятие партнера и уважение к его точке зрения; 3) деликатность; 4) искренность при сообщении целей коммуникации и обсуждении позиций; 5) готовность к активному эмоциональному взаимодействию с партнером; 6) искренний интерес к своеобразию партнера. Признаки делового уровня коммуникаций: 1) диалоговая форма коммуникаций; 2) безоценочное восприятие партнера и уважение к его точке зрения; 3) деликатность; 4) искренность при сообщении целей коммуникации и обсуждении позиций; 5) готовность к активному взаимодействию с партнером; 6) искренний интерес к обсуждаемой проблеме и информации, сообщаемой партнером.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Уровни коммуникации» з дисципліни «Корпоративний імідж: технології формування для максимального росту бізнесу»