Методика выявления профессионально важных качеств специальности "Связи с общественностью"
Методика предназначена для выявления перечня профессионально важных качеств (ПВК) для специальности «Связи с общественностью» и составления ранжированной совокупности основных ПВК (психограммы) с помощью экспертной оценки. Использование опроса экспертов при изучении профессий основано на предположении, что человек, хорошо знающий структуру и содержание профессиональной деятельности, в состоянии сообщить также о том, с помощью каких индивидуальных качеств, прежде всего, достигается успех в работе. При определении степени значимости для профессии различных психических функций (качеств) экспертам рекомендуется учитывать: • активность функции в течение всего процесса деятельности, общую продолжительность времени ее наибольшей загруженности; • участие функции в обеспечении эффективной работы в наиболее сложных ситуациях, а также при наличии помех и в условиях нарастающего утомления специалиста; • возможность ее тренировки, упражнения и компенсации другими качествами в процессе деятельности. При составлении экспертного опросника групповой оценки личности для определения профессионально важных качеств специалиста по связям с общественностью были учтены 343: [318] • комплексный подход к психологическому описанию специальности, разработанный психологами СПбГУ и Военно-медицинской академии; • требования методических рекомендаций по профессиографии различных специальностей; • общая классификация профессионально важных качеств специалистов. В результате был подобран экспертный опросник, включающий 108 категорий оценки, направленных на определение значимости для изучаемой специальности сенсорно-перцептивных (восприятия), психомоторных (двигательных функций), мнемических (функций памяти), аттенционных (внимания), мыслительных (понятийного, образного, логического, творческого мышления, функций речи) и личностных (характерологических) свойств, а также характеристик нервной системы и когнитивных стилей (индивидуальных особенностей восприятия и переработки информации). При заполнении опросника от экспертов требовалось: а) определить и проранжировать по степени важности по десять качеств в каждом из трех разделов; б) из 30 ранее выбранных категорий внести в итоговую таблицу и проранжировать 15 наиболее важных для анализируемой специальности качеств. Для каждого качества, внесенного в итоговую таблицу, были определены ранговые индексы по формуле: Ир = Eрм / Nв где, Ир - ранговый индекс; Eрм - сумма ранговых мест данного качества, подсчитанная по результатам заполнения опросников; Nв - количество выборов данного качества, подсчитанное по всей выборке экспертов. В процедуре групповой оценки личности принимали участие: 1) специалисты по связям с общественностью организаций ОАО «Северо-Западный GSM», НОУ «Международная Академия интенсивного образования» и «Северо-Западная медиа-группа»; 2) студенты 5 курса ГФ СПб ГУТ, выпускники 2002 года по специальности «Связи с общественностью»; 3) студенты 5 курса ГФ СПб ГУТ, выпускники 2003 года по специальности «Связи с общественностью». Всего было опрошено 88 человек, из них 47 специалистов и студентов-выпускников с опытом работы в сфере связей с общественностью не менее 2-х лет. В итоге заполнения и обработки 88 экземпляров опросника был получен следующий результат: На основании полученных результатов экспертного опроса и последующего их анализа были выделены основные психологические качества, составляющие психограмму специалиста по связям с общественностью. [319] Таблица 28. № категории оценки Содержание категории оценки Место в итоговом ранжировании 65 Целеустремленность 1 32 Гибкость ума 2 91 Умение убеждать людей 3 69 Уверенность в себе 4 79 Личное обаяние 5 6 Способность к одновременному выполнению нескольких видов деятельности 6 52 Самостоятельность мышления 7 35 Логичность (умение мыслить последовательно, способность к разумным, доказательным умозаключениям) 8 76 Творческая направленность в работе (стремление к применению оригинальных методов работы) 9 15 Хорошая дикция и выразительная речь 10 31 Аналитический склад ума 11 14 Умение выделить в информации главное 12 100 Умение действовать нешаблонно 13 75 Организованность 14 92 Умение создать благоприятный климат в коллективе 15 58 Инициативность 16 13 Способность анализировать и прогнозировать ситуации служебной деятельности 17 88 Умение оценить сильные и слабые стороны окружающих людей 18 102 Умение представить перспективу и конечный результат своей работы 19 25 Направленность на самосовершенствование 20 5 Умение быстро переключиться на другой вид деятельности 21 1. Аналитичность мышления, обладающая самой высокой нагрузкой в процессе оценивания и являющаяся одним из основных параметров таких категорий, как: «гибкость ума», «способность выделить в информации главное», «способность анализировать и прогнозировать», «умение оценивать людей», «организованность» и др. 2. Логичность мышления, высокое значение которой является одной из составляющих категорий: «организованность», «последовательность мышления», «умение выделить в информации главное», «способность прогнозировать ситуацию». 3. Высокий самоконтроль, уровень которого в значительной степени определяет качество категорий: «организованность», «умение убеждать», «уверенность в себе», «умение управлять эмоциями». 4. Уровень самооценки, повышенное значение которого коррелирует с наличием таких категорий, как: «уверенность в себе», «личное обаяние», [320]«умение убеждать», «самостоятельность мышления». 5. Стремление к лидерству, являющееся обязательной составляющей таких категорий оценки, как: «уверенность в себе», «инициативность», «умение убеждать людей», «умение создать благоприятный климат в коллективе», «самостоятельность мышления». 6. Способность к синтезу, высокое значение которой является необходимым для категорий: «способность к прогнозированию», «способность к умозаключениям». 7. Профессиональная мотивация, высокий уровень которой является базовым для категорий: «целеустремленность», «инициативность», «наблюдательность», «увлеченность работой». 8. Творческая мотивация, являющаяся необходимым условием существования категорий: «творческая направленность в работе», «умение действовать нешаблонно». 9. Эмпатия, наличие которой определяет следующие категории оценки: «личное обаяние», «умение создать благоприятный климат в коллективе», «умение оценивать людей», «уважение к другим». 10. Коммуникативный потенциал, являющийся основанием категорий оценки: «личное обаяние», «умение убеждать», «уверенность в себе». 11. Эмоциональность, определенный уровень которой необходим для выраженности категорий: «личное обаяние», «умение убеждать», «выразительная речь». 12. Адаптационный потенциал, значение которого коррелирует с выраженностью категорий: «гибкость ума», «личное обаяние», «высокий самоконтроль», «уважение к другим». 13. Креативные способности, уровень которых является определяющим для категорий: «творческая направленность в работе», «гибкость ума», «умение действовать нешаблонно», «самостоятельность мышления». 14. Скорость и точность мышления, являющиеся стилевыми характеристиками интеллекта и существенно влияющие на качество категорий оценки: «гибкость ума», «организованность», «наблюдательность», «умение убеждать людей». 15. Степень переключаемости внимания и мышления, высокий уровень которой зависит от степени подвижности нервной системы и характеризует категории: «способность к одновременному выполнению нескольких видов деятельности», «гибкость ума», «наблюдательность». 16. Уровень личностной тревожности, повышенное значение которого коррелирует с категориями: «организованность», «высокий самоконтроль». 17. Независимость от группы, являющаяся необходимым качеством для выраженности следующих категорий оценки: «умение действовать нешаблонно», «самостоятельность мышления», «уверенность в себе». 18. Мечтательность, выраженное значение которой является определяющим свойством оптимистической жизненной позиции, влияющей на качество категорий оценки: «личное обаяние», «умение создать благоприятный климат в коллективе», «уважение к другим». 19. Хорошая артикуляция речи, являющаяся одним из базовых показателей категории «хорошая дикция и выразительная речь». [321] 20. Внутренний локус контроля (экстернальность), характеризующий повышенную направленность на качество следующих категорий оценки: «стремление к самосовершенствованию», «высокий уровень самоконтроля», «организованность». Таким образом, используя данные экспертного опроса можно констатировать, что специалист по связям с общественностью должен обладать следующими профессионально важными качествами (ПВК): 1) качества личностного компонента деятельности: • стремление к лидерству; • повышенная самооценка; • мотивация к профессиональной деятельности; • повышенный самоконтроль; • повышенный уровень личностной тревожности; • творческая направленность; • неконформность; • способность к эмпатии; • хороший адаптационный потенциал; • высоко развитый коммуникативный потенциал; 2) качества сенсорно-перцептивного компонента деятельности: • быстрая переключаемость внимания и мышления; 3) качества гностического (интеллектуального) компонента деятельности: • логичность мышления; • способность к синтезу данных; • оперативность мышления; • высокая продуктивность мышления; • независимость от фона при выделении деталей (поленезависимость); • креативные способности; 4) качества моторного компонента деятельности: • правильная артикуляция речи; 5) психодинамические качества: • подвижность и уравновешенность нервной системы; • эмоциональная устойчивость. По медицинским противопоказаниям не рекомендуется работать в сфере связей с общественностью людям, страдающим: • дефектами зрения и слуха; • нервными и психическими заболеваниями; • сердечно-сосудистыми заболеваниями; • дефектами речи и вестибулярного аппарата; а также имеющим тип нервной системы, характеризующийся инертностью и слабостью (в частности, темпераменты: меланхолик, флегматик). Авторы данного исследования не претендуют на окончательность и глобальность выводов по содержанию психологического профиля СО-специальности, предлагая, на основании проведенного исследования, свое видение данной проблемы. Полагаем, что выявленные ПВК специалиста по связям с общественностью [322] можно использовать для повышения качества профориентации абитуриентов и образовательного процесса по данной специальности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Методика выявления профессионально важных качеств специальности "Связи с общественностью"» з дисципліни «Зв'язки з громадськістю як соціальна інженерія»