Техники активизации творческих способностей как инструмент специалиста по связям с общественностью
Сложная и разнообразная деятельность специалиста по связям с общественностью, в качестве обязательного компонента, включает также целый ряд креативных задач: выдвижение новых идей и организационных решений, создание слоганов, текстов и других креативных материалов, проведение креативных групп и т.д. Отсюда трудности креативного блока, закономерно выявленные в результате экспертного опроса (о чем говорилось в начале главы) у коммуникаторов - практиков. Для преодоления указанных трудностей требуется разработка и внедрение в профессиональную деятельность различных техник и приемов активизации творческих способностей 322. Вначале следует определиться с категорией «творческий тип личности», поскольку наличие креативного потенциала отнюдь не является гарантией безусловной творческой продуктивности человека. Степень интеллектуального развития личности также является лишь одним из условий ее творческой активности. Поэтому здесь уместно говорить именно о типе личности как симбиозе соответствующей мотивации, ценностей, способностей и личностных черт. Таким образом, творческий тип личности можно охарактеризовать следующими чертами 323: • умением увидеть проблему (ВНИМАТЕЛЬНОСТЬЮ); • умением увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей (РАЗНОСТОРОННОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ); • умением отказаться от типичной точки зрения и понять другую (ГИБКОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ); • стремлением отказаться от шаблонов (ОРИГИНАЛЬНОСТЬЮ); • способностью к множественной перегруппировке идей и связей (ВАРИАТИВНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ); • способностью к анализу (АНАЛИТИЧНОСТЬЮ); • способностью к синтезу (АБСТРАКТНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ); [276] • чувством организационной стройности и идейной целостности (ЧУВСТВОМ ГАРМОНИИ); • неконформностью суждений и оценок (НЕЗАВИСИМОСТЬЮ); • восприимчивостью ко всему новому и необычному (ОТКРЫТОСТЬЮ ВОСПРИЯТИЯ); • конструктивной активностью в неопределенных ситуациях (ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ). Творческий акт всегда является слиянием логического (анализ-синтез в процессе воображения) и интуитивного (через инсайт) уровней мышления. Психическая жизнь личности – это процесс смены двух форм внутренней и внешней активности: творчества и деятельности. При этом деятельность целесообразна, произвольна, рациональна, сознательно регулируется, побуждается определенной мотивацией и функционирует по типу отрицательной обратной связи: достижение результата завершает этап деятельности. Творчество же спонтанно, непроизвольно, иррационально, не поддается сознательной регуляции, оно мотивируется отчуждением человека от мира и функционирует по типу положительной обратной связи: получение творческого продукта только подстегивает процесс, делая его бесконечным. Отсюда механизм деятельности сводится к взаимодействию активного сознания с пассивным бессознательным, тогда как творчество есть жизнь доминирующего бессознательного при взаимодействии с пассивным сознанием. Закономерно, что для проявления творческих способностей необходима своеобразная обстановка – «креативная среда», характеризуемая следующими признаками 324: • оптимальной мотивацией достижения; • отсутствием соревновательной мотивации и мотивации социального одобрения; • отсутствием угрозы и принуждения; • расторможенностью мышления; • принятием и стимулированием любых идей; • свободой действий; • отсутствием критики. В процессе создания творческого продукта – креативном процессе – присутствует ряд обязательных стадий 325: 1) появление творческой проблемы (не имеющей стандартного разрешения) как противоречия между необходимостью и невозможностью ее решения; 2) зарождение оптимальной мотивации к решению творческой задачи; 3) созревание идеи в процессе накопления суммы знаний о решаемой проблеме; 4) логический «тупик», сопровождаемый фрустрацией эмоционально-волевой сферы и интеллектуальным ступором; [277] 5) озарение (инсайт) – интуитивное прозрение, как бы выталкивающее нужное решение в сознание; 6) экспериментальная проверка идеи (верификация). Таким образом, следует выделить ряд основополагающих этапов творческой деятельности, оптимизируя которые можно, в той или иной степени, повышать продуктивность творческого мышления. Методы (техники) активизации творческих способностей можно сгруппировать по нескольким основаниям. А) Методы организации креативной среды. 1. Мозговой штурм – это групповой метод творческой деятельности при отсутствии критериев оценки и направлений поиска идей, разделенный на этапы: а) спонтанной генерации любых идей (примерно 60 – 80 идей в течение 40 мин); б) экспертизы идей (отбор 1-2 наиболее удачных). Основной недостаток метода – малая производительность при больших затратах времени. 2. Синектика – это вид мозгового штурма, усложненный допущением критики идей на стадии их генерации и определением приемов разработки идей. В процессе генерирования идей обычно используются следующие вербальные техники: • прямая аналогия – анализ того, как в других областях решается сходная проблема; • личная аналогия – техника эмпатии или вживания в образ объекта и понимания его на основе собственных ощущений; • символическая аналогия – краткое символическое описание проблемы в форме парадокса или метафоры (живой труп, горячий снег, тягучее состояние и пр.); • фантастическая аналогия – поиск решений в мифах, сказках, фантастике. Основной недостаток метода – необходима высокая сплоченность и предварительная обученность группы, а также профессиональная подготовка ведущего, поскольку в погоне за продуктивностью может резко и бесконтрольно возрастать критичность группы и, как следствие, нарушаться гармония креативной среды. Б) Методы оптимизации накопления и структурирования знаний о проблеме. К ним относят различные структурные схемы сбора и анализа предварительной информации о креативной проблеме, в частности: 1. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – это комплексная структурно-логическая программа по выявлению и устранению противоречий креативной проблемы, ориентированная на идеальный конечный результат 326. Здесь оптимизация решения творческой задачи заключается в накапливании данных по анализируемой проблеме согласно предлагаемому алгоритму. [278] 2. Структурно-логические схемы процесса воображения. Воображение, как рациональный мыслительный процесс представления результата труда до его начала (построение образа продукта, создание программы получения продукта, моделирование процесса получения продукта и т.д.), может быть активизировано посредством структурно-логического моделирования 327. В качестве одного из принципов такого моделирования используется анализ любого рассматриваемого объекта как системы, всегда имеющей: • основную функцию; • признаки объекта; • подсистемы объекта (структуру); • другие функции, которые может выполнять объект; • надсистему объекта (категорию, к которой причислен объект). Материалом для закрепления навыков использования обозначенных структурно-логических схем могут служить приведенные ниже упражнения: «Поиск общих признаков», «Определение понятий», «Парадоксальное объединение признаков объекта».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Техники активизации творческих способностей как инструмент специалиста по связям с общественностью» з дисципліни «Зв'язки з громадськістю як соціальна інженерія»