Сущность маркетинга. Его место в системе управления. Принципы и значение
Существует много различных вариантов определения маркетинга, ко- торое раскрывает его сущность. Так, Американская ассоциация маркетин- га дает следующее определение: "Маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения замысла, ценообразования, про- движения и реализации идей, товаров и услуг посредством обмена, удов- летворяющего потребности отдельных лиц и организаций". Маркетинг (от английского "рыночная деятельность") - это любая деятельность в сфере рынка, направленная на создание, разработку, производство и продвижение товаров (услуг, работ) от того, кто их произ- водит, к тому, кто в них нуждается, посредством обмена. Обмен стоимо- стями всегда был и будет основой нормального обеспечения хозяйственной деятельности общества в рамках развитых товарно- денежных отношений, т.е. рынка. В таком виде маркетинг существует по крайней мере семь тысяч лет, т.е. с момента начала третьего общест- венного разделения труда (отделение купца, коммерческого посредника от производителей товаров - ремесленников), подкрепленного появлени- ем денег в качестве всеобщего эквивалента стоимости. Маркетинг - это система взглядов на современное общество и обще- ственное развитие производства, в основу которой положены социально- этические и моральные нормы делового общения, международные кодек- сы и правила добросовестной коммерческой деятельности, интересы по- требителей и общества в целом. Как новая система предпринимательского мировоззрения концепция современного маркетинга - это ориентация на нужды и потребности но- сителей платежеспособного спроса (потребителей) в качестве основы для достижения целей предприятия. Она отражает приверженность предприятия теории и практике суверенитета потребителя: предприятие производит то, что нужно потребителю, и получает прибыль за счет наи- более полного удовлетворения его нужд. Маркетинг - это концепция управления хозяйственной деятельностью предприятия и реализацией товаров (услуг, работ), ориентированная на про- 6 производство, массовый сбыт, рынок или потребителя в зависимости от со- стояния рынка и коммерческих целей, которые ставит перед предприятием его руководство. Из всех видов хозяйственной ориентации предприятий нас интересует концепция управления, ориентированная на установленный пла- тежеспособный спрос, т.е. на потребителя, поскольку именно эта концепция выражает наиболее современное содержание маркетинга в условиях насы- щенного и остро конкурентного рынка, защищенного от монопольного положе- ния продуцентов и поставщиков эффективным государственным регулированием, в частности, антимонопольным законодательством. В настоящее время маркетинг рассматривается в двух аспектах: с одной стороны, как система, ориентированная на стратегию и тактику активного приспособления к изменяющимся требованиям рынка, т. е. предприятие подчиняет свои задачи и функции требованиям рынка; с другой стороны, маркетинг - это деятельность на рынке, которая реализуется по специаль- ным профаммам и планам с использованием в системе продвижения това- ров таких элементов, как потребитель, товар, цена, реклама, продажа. Сущность маркетинга в том, что он не только одно из важнейших на- правлений совершенствования управления производством и сбытом про- дукции, но и сложный социально-экономический процесс, важной целью которого становится обеспечение наиболее полного удовлетворения по- требностей и спроса покупателей. Поэтому маркетинг можно определить еще и как способ вскрытия и использования потребностей, совершенствова- ния и повышения качества продукции и услуг в соответствии с этими по- требностями и обеспечения на этой основе достижения коммерческих целей предприятия. В рамках маркетинга разрабатывается и применяется система мер воздействия на- рынок, на потребительский спрос с учетом имеющихся материальных ресурсов и перспектив на прибыль. Руководство предприятий-изготовителей должно рассматривать маркетинг как основу планирования и управления, как возможность через организацию рынка сделать процесс товародвижения управляемым.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сущность маркетинга. Его место в системе управления. Принципы и значение» з дисципліни «Промисловий маркетинг»