Международные и национальные системы стандартов качества товаров
Важнейшим условием обеспечения международного уровня качества товаров является соответствие международным стандартам качества и стандартам качества страны, куда экспортируется товар данной фирмы, что предполагает вынужденную адаптацию товара к международным и локальным условиям зарубежных рынков. В настоящее время действуют международные стандарты качества ИСО серии 9000 (2000/2001), которые обязуют, компании с помощью количественных и качественных показателей измерять процессы управления, осуществляя мониторинг и контроллинг качества продук ции, и тем самым разрабатывать и совершенствовать систему оптими зации менеджмента с ориентацией на изменения внешней и внутрен ней маркетинговой среды. ? Кроме необходимости соблюдения международных стандартов качества в целях соответствия уровню качества на мировом рынке ком-=ШВД должна выполнять и национальные стандарты качества, а также национальные стандарты качества зарубежных стран, в которые пла-
370 Глава 14 Международная конкурентоспособность товара и фирмы НИруется осуществление экспорта продукции. В нашей стране таким стандартом является Государственный стандарт качества РФ. Более подробно национальные системы стандартов качества рассмотрим на примере Японии, где данная работа находится на довольно высоком уровне и не только создает базу высокого конкурентного преимущества японских товаров на мировом рынке, но и в ряде случаев служит серьезной преградой на пути проникновения на японский рынок товаров из-за рубежа. В 1945 г. в Японии была образована Японская ассоциация стандартов, а в 1949 г. был принят закон о промышленной стандартизации, который ввел единую систему государственных стандартов в промышленности и утвердил о качестве консультативного органа при Министерстве внешней торговли и промышленности (в настоящее время Министерство экономики, торговли и промышленности) Государственный комитет промышленных стандартов. Разрабатываемая им система стандартов — Japan Industrial Standard (JIS) — является рекомендательной, однако активно лрименяется при разработке фирменных и отраслевых стандартов в Японии. JIS постоянно пересматривается в соответствии с новейшими достижениями науки и техники и требованиями внутреннего и внешнего рынка. Данный закон ввел систему аттестации изделия и присвоения ему знака качества (JlS-mark), свидетельствующего о соответствии продукции требованиям JIS. В 1957 г. был принят закон об экспортной инспекции, и в настоящее время в Японии существует более 40 такого рода инспекций качества. На фирмах Японии созданы специальные организационные подразделения, ведающие вопросами анализа качества выпускаемых изделий, поступающих от потребителя рекламаций и претензий, разрабатывающие стандарты качества, аккумулирующие и пропагандирующие информацию о качестве продукции фирмы и методах ее повышения, изучающие требования к качеству со стороны потребителей и пользователей и работающие в тесном контакте с маркетинговыми службами. Кроме того, передовые компании разрабатывают и совершенствуют собственные стандарты качества предприятия, учитывающие все вышеназванные и создающие уникальное торговое предложение с идентифицированным уровнем качества и конкурентоспособности данной компании на внутреннем и международном рынках. В комплексную систему обеспечения международной конкурентоспособности и повышения качества тфодукции входит также ее сертификация, которая представляет особую важность при экспорте. Так, организация экспорт&самолетов и вертолетов невозможна без получения межаународног^серотфиката качества.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Международные и национальные системы стандартов качества товаров» з дисципліни «Міжнародний маркетинг»