Исходной задачей маркетингового исследования динамики рынка следует считать построение динамических рядов, отражающих процесс изменения рынка (объема, струк- туры и уровня развития). Он дает возможность графически изобразить динамику рынка, а также формирует исходные данные для анализа основных параметров рынка на каждый момент времени. В качестве следующей задачи анализа динамики рынка можно назвать расчет и оценку темпов роста. Оценка и анализ скорости и интенсивности развития рынка во вре- мени отражаются показателями динамики , из которых основным является ранее рассмот- ренный темп роста. Наряду с относительными показателями динамики рынка важной задачей анализа является расчет и интерпретация абсолютных приростов объема и уровня рыночной деятельности. Самостоятельной задачей маркетингового исследования динамики является расчет и анализ индексов рынка. Индексный метод позволяет решить многие задачи, поставлен- ные перед анализом динамики рынка: • оценить вектор и скорость развития рынка; • отразить количественные, качественные и ценовые компоненты динамики рынка; • выявить и охарактеризовать место демографического фактора в динамике рынка; • отразить роль регионов в формировании процесса общего изменения товаро- оборота; • обнаружить и оценить ассортиментные и структурные сдвиги в динамике рынка.
ГЛАВА 4. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА
126 К общим задачам анализа динамики рыночных процессов вплотную примыкает проблема их дифференциации. Темп роста развития рынка и его абсолютный прирост мо- гут быть разложены по набору факторов, из которых наиболее известными и употреби- тельными являются количественный и качественный (в частности ценовой) факторы. Расчет разложения относительных и абсолютных факторов рынка строится по сле- дующей индексной схеме (на примере товарооборота):
За счет количественного фактора За счет ценностного фактора Относительный показатель ΣQ0 P1 : ΣQ0 P0 Относительный показатель ΣQ1 P1 : ΣQ1 P0 Абсолютный прирост ΣQ0 P1 – ΣQ0 P0
Абсолютный прирост ΣQ1 P1 – ΣQ0 P1
Рис. 4.4. Изменение товарооборота и разложение его по факторам
Целью анализа динамики рынка является не только оценка сложившихся тенден- ций рынка, маркетинг нуждается в научно обоснованном предсказании последующего развития, т.е. в прогнозах рынка. Прогнозирование рынка представляет собой предполо- жение о том, как в последующем периоде может развиваться рынок, а также распростра- нение сложившихся темпов и пропорций рынка на будущий период (экстраполяция). Задачи изучения динамики рынка связаны также с оценкой и изучением процессов устойчивости/колеблемости рынка. Необходимо знать, как развивается рынок: равномер- но или с определенными колебаниями. Одновременно ставится задача оценить размах и силу этих колебаний, их направление и интенсивность.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ДИНАМИКИ И КОЛЕБЛЕМОСТИ РЫНКА» з дисципліни «Маркетингове дослідження: інформація, аналіз, прогноз»