Тенденции международного товарообмена и инвестирования
Товарная структура международной торговли демонстрирует явное преобладание промышленных изделий, занимавших уже в 1992 году 78,7% всемирного товарообмена. Оборудование – станки и транспортные средства в 1992 году составляли 47% торговли товарами. Обмен ими рос в последние 20 лет крайне быстро, более чем на 15—20% в год. Анализ динамики торговли за 1937—1997 годы показывает неуклонное сокращение доли торговли сырьем. Ведущей тенденцией стал рост обмена услугами. Сегодня они составляют более трети всех обменов. Увеличение доли услуг в обмене связано с резким подъемом доходов от инвестиций. Наиболее крупными статьями поступлений являются финансовые услуги, туризм и транспорт. Международное инвестиро-вание в сферу услуг в 1995 году приблизилось к 50%. Постоянно растет внутриотраслевой обмен. Одни виды станков обмени-ваются на другие, запчасти – на собранные изделия, происходит обмен потре-бительскими товарами аналогичного характера (автомобили, одежда), разли-чающимися по качеству или по вкусам потребителей. В международном обмене происходит перераспределение ролей между странами. Страны, обладающие сейчас самым большим весом в мировой тор-говле, – это США, Германия и Япония, тогда как еще недавно в ней доминиро-вали США. На указанные страны сейчас приходится треть мирового экспорта-импорта Следом идут Франция, Великобритания, Италия, Нидерланды и Кана-да. Страны Большой семерки обеспечивают более половины международной торговли. С 70-х годов в мировой торговле играет важную роль группа развиваю-щихся стран. Это – новые индустриальные страны (НИС). Их отличают три фактора: растущая доля в мировом экспорте промышленных изделий, высокие темпы индустриализации и увеличения национального производства, а также направленная на внешний рынок политика, для которой характерна стратегия поощрения экспорта. В первой волне появления НИС доминировали Гонконг, Южная Корея, Сингапур и Тайвань, а также два латиноамериканских государства – Бразилия и Мексика. Их доля в мировом экспорте промышленных изделий превысила 10%. Импортируют их товары преимущественно в развитые страны. Первоначально проникновение шло через текстильные товары, одежду и обувь. Но постепенно стали преобладать электроника и компьютеры, оборудование телекоммуника-ций, станки и электротехника. В 80-е годы появилась вторая группа развивающихся стран-экспортеров промышленных изделий. Это, прежде всего, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Индия, Филиппины, Пакистан, Макао. Эти государства постепенно заменили первые НИС в экспорте одежды и распространенных промышленных товаров. Начиная с 90-х годов Китай все активнее включается в международный товаро-обмен. Международные экономические отношения укладываются в концепцию трехполюсного мира: Америка – США, Канада и Мексика, Южная Америка; Европа – ЕС, остальная Западная Европа, Африка; Азия – Япония, НИС и Австралия, Новая Зеландия, остальная Азия. Каждая из этих зон имеет ядро, в котором вырабатываются соглашения о партнерстве, например в виде зон свободной торговли или таможенного союза. Так, в Европе это Европейское Экономическое Сообщество, в Северной Аме-рике – Североамериканская Ассоциация «Свобода Торговли», в Азии пытаются заключить договор о свободе торговли между тихоокеанскими странами. Другие зоны мира, а именно Восточную Европу, Китай, Средний Восток, можно рассматривать как стратегические зоны, призванные влиться в уже сформировавшиеся блоки или превратиться в «горячие точки». Одна из важнейших тенденций – интернационализация компаний и меж-дународной торговли. Во всем мире многонациональные компании создают международные сети разработки, производства, сборки и реализации своей продукции. Оценить вес многонациональных компаний в международной торговле можно путем подсчета доли импорта-экспорта различных стран, который обес-печивают многонациональные предприятия. Только США предоставляют пол-ные данные о торговых потоках, связанных с деятельностью многонациональ-ных компаний. В 1983 году на долю только собственных многонациональных компаний в США приходилось три четверти экспорта и половина импорта. В Англии уже в начале 80-х годов многонациональные компании покрывали 80% экспорта. Международная деятельность компаний обычно усиленно развивается при возможности создавать изделие по частям. Чем сложнее продукт, тем больше в нем деталей и узлов, которые можно производить автономно друг от друга. Ав-томобиль, например, содержит более 5 000 деталей. Его составные части после-довательно соединяют в узлы, которые окончательно собирают на конвейере. Это позволяет производить детали в разных странах. Пример автомобиля «Форд Эскорт» наглядно демонстрирует то, как создается подобная сеть обме-нов: конечная сборка ведется в двух странах – Англии (г.Хейлвуд) и ФРГ (г.Саррелуи), а различные узлы и механизмы поступают из 16 стран. Набирают силу многонациональные компании в развивающихся странах. Так, уже в 1990 году их число превысило 2 700. Доля внутрифирменного международного товарообмена развитых стран от 20 до 30%. Этот вид торговли сосредоточен, в первую очередь, на высоко-технологичных товарах и сложных изделиях – автомобили, электроника. Система международной торговли. При организации сбыта в другой стране можно столкнуться с различными торговыми ограничениями. Самое распространенное ограничение – таможенный тариф, представляющий собой налог, которым иностранное правительство облагает ввозимые в его страну то-вары. Таможенный тариф может преследовать цели увеличения поступлений в бюджет (фискальный тариф) или защиты интересов отечественных фирм (про-текционистский тариф). Экспортер может столкнуться с квотой – ограничением количества товаров определенных категорий, разрешенных к ввозу в страну. Целями квоты являются сохранение иностранной валюты, защита местной промышленности и охрана занятости. Крайняя форма квоты – эмбарго, при ко-тором отдельные виды импорта полностью запрещаются. Не благоприятствует международной торговле и валютный контроль, посредством которого регули-руют объемы иностранной валюты, курс ее обмена на другие валюты. Можно столкнуться и с нетарифными барьерами, например техническими государст-венными стандартами, дискриминационными для российских товаров. В то же самое время некоторые страны образовали экономические сообще-ства, обеспечивающие свободу торговли между их членами. Наиболее известно Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС). Экономическая среда. Планируя выход на внешние рынки, необходимо изучить экономику каждой представляющей интерес страны. Привлекатель-ность страны в качестве экспортного рынка определяется двумя характеристи-ками: структурой ее хозяйства и характером распределения доходов. Хозяйственная структура страны определяет ее потребности в товарах и услугах, уровень доходов. Известны четыре типа хозяйственных структур: 1) страны с экономикой типа натурального хозяйства. В таких странах подавляющее большинство населения занимается простейшим сельскохозяйст-венным производством. Большую часть продукции они потребляют сами, а ос-таток напрямую обменивают на простые товары и услуги. В этих условиях экс-портеру открывается не много возможностей. Примером может служить Эфио-пия; 2) страны – экспортеры сырья. Обычно они богаты одним или несколь-кими видами природных ресурсов, но обделены в других отношениях. Боль-шую часть средств они получают за счет экспорта этих ресурсов. Примером может служить Саудовская Аравия, экспортирующая прекрасную нефть. По-добные страны – хорошие рынки для сбыта добывающего оборудования, дру-гих промышленных товаров и услуг; 3) промышленно развивающиеся страны. Обрабатывающая промышлен-ность в таких странах дает уже от 10 до 20% валового национального продукта страны. Примерами таких стран могут быть Индия и Бразилия. По мере разви-тия обрабатывающей промышленности такая страна все больше полагается на импорт стали и изделий тяжелого машиностроения и все меньше – на импорт готовых текстильных изделий, бумажных товаров, автомобилей. Индустриали-зация вызывает появление нового класса богачей и небольшого, но постоянно растущего среднего класса, которым требуются товары новых типов, причем часть потребностей можно удовлетворить только за счет импорта; 4) промышленно развитые страны. Основные экспортеры промышленных товаров – промышленно развитые страны. Они торгуют промышленными това-рами между собой, а также вывозят эти товары в страны с другими типами хо-зяйственной структуры в обмен на дешевое сырье и полуфабрикаты. Большой размах и многообразие производственной деятельности делают развитые стра-ны с доминирующим средним классом перспективным рынком для любых то-варов. Второй экономический показатель, определяющий привлекательность страны в качестве экспортного рынка, – характер распределения доходов в стране. На распределении доходов сказываются не только особенности хозяй-ственной структуры страны, но и особенности ее политической системы. По характеру распределения семейных доходов страны делят на пять видов: 1) с очень низким уровнем; 2) с преимущественно низким уровнем; 3) с очень низким и очень высоким уровнями; 4) с низким, средним и высоким уровнями; 5) с преимущественно средним уровнем. Возьмем для примера рынок дорогостоящего легкового автомобиля «Мер-седес». В странах первого и второго типов он будет очень маленьким. Самыми крупными рынками для этого автомобиля оказываются рынки России и Порту-галии, в которых при общей бедности немало богатых, заботящихся о своем общественном положении и престиже семейств.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Тенденции международного товарообмена и инвестирования» з дисципліни «Маркетинг»