Психология сегодня превратилась в одну из точек опоры, с помощью >рых пытаются объяснить то, с чем не справляются традиционные ре-горы социального существования - религия, право, мораль. Все они не поспевают за прогрессом. Реклама и ПР, как производные от этих категорий культуры, находятся с ними в сложной и противоречивой взаимосвязи. В разные времена, когда менялись глубинные основы жизни, люди то возносили психологию, то обвиняли ее в излишних притязаниях. Страстным знатоком парапсихологии был создатель образа знаменитого сыщика Шерлока Холмса писатель Конан Доил. Его перу принадлежат любопытные исследования в этой области. "Оказавшись в невероятно сложной исторической ситуации, люди рассчитывали именно на психологию, а не на экономику, право, социологию как на средство понимания", - пишет в своих "Очерках интеллектуальной истории Серебряного века" А.Эткинд. Вооружиться фактами психологии и открыть глаза призывала З.Гиппиус. О русской революции как о нервно-религиозном заболевании писал М. Волошин. А.Белый считал психологию "химерой, на миг смутившей наш сон". Еще раньше Пушкин вложил в уста своего Мефистофеля ироничную фразу: "Я психолог... о, вот наука!" Лев Толстой видел в психологии одну из тех "полунаук", которые тем более точны, чем менее нужны. В "Бесах" Достоевского Ставрогин язвит: "Не люблю шпионов и психологов". Еще в начале века на русском языке вышла книга Т.Кенига " Психология рекламы" и книга М.Мануйлова подтем же названием. Современная психология разделяется на ряд специализированных областей: социальную психологию, психометрию, клиническую психологию и тд. "Человеку свойственно приписывать свои мысли и желания, мотивирующие его поведение, прежде всего внешним силам ", - пишет в своем двухтомном исследовании "Что такое психология" франко-канадский исследователь, профессор Ж.Годфруа. Здесь речь идет о нагнетании изотерических настроений, установке на поиск многозначительно молчащей пустоты. Что греха таить, существует в обществе по отношению к психологии этот восторженно-мистический оттенок. Все дело в том, что, наряду с миром материальным, вещественным, существует психическое сопространство, полное неразгаданных тайн. К тому же по части рационального отношения к этой уважаемой дисциплине на всем постсоветском пространстве существует значительное отставание. Отсюда крайности. С одной стороны, "разогрев" общественного мнения происходит от информационных потоков, связанных с методиками "несанкционированного воздействия на сторожевые точки мозга с целью управления биологическими объектами, манипулирования сознанием и его унификацией. Эту сферУ экспериментальной психологии именуют психотроникой. Ей даже сопутствует звонкая метафора - "психотерроризм ". При этом, в частности, подразумевают комплекс следующих методик: подпороговое воздействие, ультразвук, инфразвук, сверхвысокочастотное (СВЧ) излучение, торсионное излучение, ударные волны, зомбирование... В целом, речь идет о технотронных способах управления поведением, мыслями и чувствами человека. "Чтобы подействовать на воображение заказчика и внушить ему доверие, рекламная концепция должна по возможности ссылаться на гипотетические полузакрытые или закрытые разработки западных спецслужб по программированию сознания" (В.Пелевин. Generation "П"). Автор популярного романа, герои которого люди ПР и рекламы, весьма точно диагностировал это стойкое доверие к различного рода рекламно-психологическим экзерсисам, способным вогнать потребителя в благоговейный транс, густо замешанный на генетическом уважении к тайнам государственных спецслужб. Страстей добавляют слухи о технологии 25-го кадра, всепроникаемости сексуальных символов и НЛП. С другой стороны, в печатных СМИ, безусловно, имеет место тес-томания - откровенно развлекательная салонная и псевдонаучная продукция, скроенная на скорую руку и имеющая весьма отдаленное отношение к трудоемкому конструированию научных психотестов, где каждый вопрос создается на базе статистики экспериментально проверяемых гипотез. Ж.Бодрийяр в своей книге "Система вещей" пишет о том, что современный человек "отстает" от вещей, и его психика не может с этим смириться. Действенность рекламы во многом зависит от использования подсознательных стремлений человека компенсировать это отставание за счет компенсаторных символов. Этот эффект комически описан у Ильфа и Петрова на примере заочного соперничества "людоедки" Эллочки с дочерью миллионера Вандербильда. Согласно Бодрийару, в рекламе мистифицируются не столько рациональные потребительские мотивы, сколько всевозможные мифологические фантазмы, которыми вещи искусственно нагружаются. При этом реализуются две формулы: "Покупайте, потому что этого нет почти ни у кого " и "Покупайте, потому что это очень похоже на то, что уже есть у других". Тем самым возникает некая знаковая субстанция, виртуальная реальность, где происходит "социальное возвышение". Как на этом фоне реализует себя психолог-советник в сфере ПР и -кламного бизнеса? Прежде всего, он опирается на известные психологические теории, разработанные в XX веке.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «РЕКЛАМА, ПР И ПСИХОЛОГИЯ» з дисципліни «Технології реклами та PR»