ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Комплекс индустрии информационных технологий (ИТ) , являющийся, по всей видимости, самым крупным в мире, вклю чает ЭВМ, системы связи, базы данных и знаний и связанные с ними области деятельности; в нем заняты многие миллионы уп равляющих, торговых представителей, разработчиков и других специалистов. В своей повседневной деятельности возможнос ти ИТ постоянно используют менеджеры, аналитики, библио текари и множество других специалистов. Не только специали сты в области ИТ, но и все мы ежедневно пользуемся такой про дукцией индустрии ИТ, как ЭВМ, телефоны, телевизоры и т. д. Информационную технологию можно охарактеризовать как использование вычислительной техники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения, обработки информации. Информационные технологии пронизывают нашу професси ональную деятельность и частную жизнь. ИТ вызывает изме нения в международном торговом балансе, уровне занятости и политике. Сформировавшаяся мощная индустрия ИТ обес печивает создание глобального информационного общества. Индустрия ИТ производит информационный продукт и средства, которые доводят его до конечных потребителей. Она представляет собой сплав многочисленных секторов экономи ки, таких, как организация развлечений, издательское дело, производство офисного оборудования и вычислительной тех ники, системы телесвязи и бытовой техники, которые до не давнего времен, если и были взаимосвязаны, то незначитель но. ИТ стимулируют эту взаимосвязь. С ростом спроса на продукцию индустрии ИТ связана ис тория жесткой рыночной борьбы между фирмами, которые разрабатывают, производят и распространяют ИТ. Эти фир мы являются поставщиками и разделяются на шесть категорий, каждая из которых характеризуется группировкой рыночных секторов и соответствующей продукцией. Эти группировки на зываются областями ИТ (рис. 8.2). Ведущие американские специалисты в области управле ния Г. Поппель и Б. Голдстайн считают, что в дополнение к тех ническим средствам и технологии ведущую роль в развитии ИТ 17
играют сложные сочетания рыночных сил, существующей сре ды и стратегического управления, породившие пять различ ных, но взаимосвязанных явлений, названных «информаци онными тенденциями», которые являются движущей силой в расширении использования и производства ИТ: • информационный продукт; • способность к взаимодействию; • ликвидация промежуточных звеньев; • глобализация; • конвергенция. Информационный продукт. Информационный продукт в виде программных средств, баз данных и служб экспертного обеспечения приобретает стратегическое значение по сравне нию с такими характеристиками средств, как вычислительная мощность, память или пропускная способность. Следует осо бо подчеркнуть большую важность информационного продук та по сравнению с «носителем», то есть средством. Хорошо выполненный информационный продукт сохраняет свою цен ность дольше, чем конкретные носители, которые «приходят и уходят».
Области ИТ
Услуги Связь Информация Развлечения
Продукция Потребительская электроника Офисное оборудование Системы для обеспечения бизнеса
Рис. 8.2. Области информационных технологий
Экономические аспекты господствующего положения ин формационного продукта объясняются следующим образом. Технология снижает стоимость отдельных блоков большинства средств. В то же время стоимость информационного обслужи вания растет, что связано в значительной степени с высокой стоимостью квалифицированного труда. Специалисты и мас тера искусств, которые создают информационный продукт, представляют собой дефицитные и дорогостоящие ресурсы, денежное вознаграждение которых зависит от инфляции. Все сказанное относится и к используемому ими материальному обеспечению: студиям, офисам и автоматизированным систе мам проектирования. Способность к взаимодействию. По мере того как растет относительная ценность информационного продукта, способ ность к взаимодействию приобретает значение ведущей тех нологической проблемы для поставщиков и потребителей ИТ. Способность к взаимодействию означает возможность двух или более сторон, представленных машиной или челове ком, провести идеальный обмен информационным продуктом. Определение «идеальный» означает отсутствие смыслового искажения или непредусмотренной задержки между создани ем, обработкой и использованием информационного продук та. («Казнить нельзя помиловать», классическая фраза, в ко торой место запятой совершенно изменяет смысл содержания данного сообщения.) Все формы обмена, кроме непосредствен ного контакта («человек — человек»), являются неидеальны ми, если имеются в виду искажения и задержки. (И даже иног да человек не может понять человека.) Наиболее сложной проблемой (обзор 1985 г.), вставшей перед пользователями пакетов прикладных программ, являлась их совместимость. Установление физических каналов связи между сетевыми узлами уже не являлось лимитирующим фак тором: на первое место выдвигалась проблема установления логических соединений в сети. Следовательно, стандарты, оп ределяющие взаимодействие, приобретают особое значение, и участие поставщиков и пользователей в процессе стандар тизации становится важнейшим фактором успеха. Ликвидация промежуточных звеньев. Развитие способ ности к взаимодействию ведет к совершенствованию процес са обмена информационным продуктом, причем реальная его
значимость углубляется и расширяется. Неизбежным след ствием этого процесса в области взаимоотношений поставщи ков и покупателей является ликвидация промежуточных зве ньев. Использование новых информационных технологий ве дет к созданию более совершенного рынка, под которым по нимается рынок с минимальным количеством промежуточных звеньев между покупателем и продавцом, что позволяет им совершать сделки быстрее, четче и точнее. Глобализация. За последние 50 лет XX века мировой объем экспорта возрос почти в 12 раз и постоянно продолжает расти. Объемы реализации товаров и продукции, иностранных инвестиций и научного обмена возросли более чем в 15 раз. Объем валютных операций в мировом масштабе превысил 16 триллионов долларов в год. В несколько раз сократилось вре мя доставки товаров с одного материка на другой. Сократилось время следования и перелетов между городами, странами и континентами пассажирских поездов, пароходов и авиалайне ров за счет увеличения их скорости. А такие информациологические средства, как компьютеры, информационно-сотовые телефоны, локальные и глобальные информационные систе мы и сети, Интернет, спутники связи, а также постепенная ликвидация барьеров, препятствующих торговле и движению капитала, сделали объединительную тенденцию в общемиро вом хозяйстве необратимой. Результатом влияния ИТ является способность трансна циональных корпораций (ТНК) (в металлургии, электронике, автомобилестроении и др.) успешно вести дела в мировом мас штабе, новые технологии предоставляют фирмам возможность проводить операции на периферии, а также покупать и прода вать более эффективно, используя при этом знания о состоя нии рынка. Для них не существует границ. В каждой стране нас кормит Мс Donald's, не дает нам засохнуть Coca-Cola и со держит в идеальной чистоте Procter & Gamble. Одновременно с этим идет глобализация рынка потреби тельской продукции ИТ. Этому способствуют, с одной стороны, всеобщее стремление потребителей к развлечениям, знаниям и другим формам самоудовлетворения, а с другой стороны, жела ния продавцов расширить и укрепить новые торговые каналы для массового сбыта, не признающие национальных границ.
Генеральный секретарь ООН Кофи А. Аннан говорит, что глобализация создает благоприятные условия для «экономи ческих субъектов и видов деятельности по всему миру и но вые каналы связи между ними... Преимущества глобализации ясно видны: более быстрый экономический рост, более высо кий уровень жизни, ускоренное внедрение и распространение технических новшеств и навыков управления, новые экономи ческие возможности как для отдельных лиц, так и для стран». Конвергенция . Конвергенция является конечным ре зультатом развития четырех описанных выше тенденций. Ис чезают различия между изделиями и услугами, информацион ным продуктом и средствами, использованием в быту и для деловых целей, информацией и развлечением, а также среди отдельных режимов работы, таких, как передача звуковых, цифровых и видеосигналов. Конвергенция проявляется в ос лаблении конкурирующих интересов между поставщиками ИТ, а также между занятыми в индустрии ИТ, которые ранее были изолированы. Однако появление отраслей новой продук ции и рынков все в большей степени сталкивается с интереса ми аналогичных отраслей в других областях ИТ. Это обусловливает стратегические последствия в плане конкуренции не только внутри индустрии ИТ, но и между ИТ и другими отраслями экономики. Относительно высокие темпы роста и дивиденды в индустрии ИТ привлекают много новых компаний из других отраслей. В свою очередь фирмы из отрас ли ИТ, имеющие крупные финансы и сверхприбыли, также ста ли проникать в другие отрасли экономики. Однако фирмы (как те, так и другие), вкладывающие свои капиталы в отрасли, кото рые находятся вне их компетенции, должны помнить тот тяже лый урок, который получили в этой ситуации такие мощные корпорации, как «Эр Си Эй», «Ай Ти Ти», «Контрол дейта» и «Ксерокс» индустрии ИТ, а также из других отраслей экономи ки — «Эксон», «Америкен Кэн», «Фольксваген». Взаимосвязь между пятью информационными тенденци ями, имеющая глубокие корни, усиливает каждую из них. Стремление к более совершенному информационному продук ту влечет за собой развитие способности к взаимодействию, которая обеспечивает возможность ликвидации промежуточ ных звеньев. Последняя ведет к глобализации, которая в свою 1 8
очередь к конвергенции. И замыкая круг, конвергенция сти мулирует распространение знаний в области ИТ, что способ ствует повышению спроса на информационный продукт. Взаимосвязанной с указанными Г. Поппелем и Б. Голдстайном пятью информационными тенденциями является в насто ящее время тенденция сближения, переплетения и взаимопро никновения информационной и финансовой составляющих рыночной экономики. Развитие компьютерной техники, средств связи, телеком мутационных сетей ЭВМ и распределенной обработки инфор мации позволило сделать революционный прорыв в денежном обращении. Во многих странах заменены не только бумажные деньги, но и в определенной степени чеки на информационные (так называемые электронные) деньги. Телеинформационные сети электронных коммуникаций связывают банки городов, регионов, стран и мира между собой и с межрегиональными расчетными центрами, в которых автоматически (с помощью мощных компьютеров) подводятся сальдовые балансы всех кре дитовых и дебетовых посылок в сеть с помощью индивидуаль ных информационно-кодовых кредитных карточек или чеков. В США в настоящее время (2000 г.) функционирует свы ше 30 федеральных и частных автоматизированных расчетных палат (АРП), в которых производится клиринг не платежных поручений, чеков, векселей и т. д., а электронных данных. То есть АРП заменили бумажный обмен (клиринг) на информа ционно-электронный, что позволило избавиться таким обра зом от бумажной технологии и обеспечить высочайшую (мгно венную) скорость передачи данных и выполнения всевозмож ных банковских операций. Таким образом, все финансовые учреждения и АРП в США объединены в единую федеральную информационно-сотовую сеть банков (ЕФИСБ), обеспечивающую каждому граждани ну, компании, фирме, корпорации и учреждениям возмож ность постоянно реализовывать свои кредитовые или дебето вые проводки по расчетам и платежам с помощью домашнего компьютера или банкоматов (банковских компьютеров), уста новленных на улицах и площадях городов и работающих круг лосуточно. С помощью ЕФИСБ фирмы вместо выплаты денег своим сотрудникам ежемесячно обеспечивают перевод их зарг
платы с расчетного счета фирмы на счета сотрудников. Через ЕФИСБ федеральным правительством переводятся платежи на нужды социального страхования, пособия по пенсиям и т. д. АРП в определенные сроки автоматически обеспечивает регу лярные и обязательные платежи фирм и корпораций по стра ховым взносам, возвратам кредитов и др. ЕФИСБ регулярно выдает владельцам индивидуальных информационно-кодовых (кредитных) карточек (ИК) выпис ки из их счетов в банке, в которых отмечаются кредитовые и дебетовые проводки и итоговые сальдо на определенные даты недели, месяца и т. д. Большинство магазинов США, Японии и других развитых стран уже давно торгуют без денег и без чеков. Вес, цены продуктов и товаров и расчеты за них авто матически определяются и производятся лазерными счетчи ками без ведома продавцов и покупателей. Покупатели вво дят свои ИК в информационные автоматы, и стоимость куп ленной продукции мгновенно переводится на счет магазина с их расчетных счетов. Профессор И.И. Юзвишин прогнозирует, что существу ющие в настоящее время во всех странах мира около 200 раз ных денежных систем с соответствующим им множеством раз личных денежных знаков-эквивалентов стоимости товаров и услуг, на ведение которых государства тратят примерно столько же средств, сколько в настоящее время использует весь мир для своего существования и развития, должны быть заме нены единым мировым всеобщим информационным эквива лентом стоимости всех товаров, услуг, заработков, кредитов, долгов и др. в виде информационных (электронных) денег, хра нящихся на индивидуальных информационно-дебетовокредитных магнитных карточках всех жителей планеты. Профессор А.Г. Мовсесян, анализируя тенденцию сбли жения и взаимопроникновения информационной и финансо вой составляющих рынка, говорит о перспективе образования нового информационно-финансового рыночного института. Информационно-финансовое объединение уже на совре менном этапе приобрело следующие черты, позволяющие го ворить о некоторой единой структуре: • информация приобрела цену, стоимость и стала товаром, измеримым денежными эквивалентами;
• происходит «дематериализация» денег, деньги оторва лись от своего материального носителя, приобрели раз нообразные формы «электронных» денег и тем самым обнажили изначально заложенную в них информацион ную сущность; • возникают и бурно развиваются нетоварные информа ционно-финансовые рынки, такие, как рынки фьючер сов, форвардов, страховые, инвестиционные и валютные рынки типа FOREX, где товаром является, по существу, информация (причем емкость этих рынков, функциони рующих во всемирном масштабе, значительно перекры вает товарные рынки и стремительно растет); • в структуре капитала быстро растет удельный вес фик тивного капитала, выраженного не в деньгах, а в правах на получение дохода — акциях, облигациях и т. д.; • компьютерные сети (INTERNET и т. п.) становятся все общими финансово-информационными коммуникация ми и обеспечивают функционирование «телешопингов» и «телебанкингов» во всемирном масштабе; • растут нематериальные активы предприятий, в состав которых входят патенты на изобретения, лицензии, про граммные продукты и другие информационные матери алы, имеющие в балансах организаций денежное выра жение. Последнее десятилетие ознаменовалось бурным ростом финансовых институтов и стремительным увеличением их удельного веса в экономике («финансизацией» экономики) при одновременном еще более мощном опережающем росте ин формационного сектора в экономике и особенно в финансах («информатизацией» экономики и финансов). Информатизация и финансизация являются определяю щими чертами современного экономического развития. Аналитики ICT-индустрии , исследуя причины ее кризи са в начале 2000 г., указывают, что катастрофическое падение акций высокотехнологичных компаний (сводный индекс NASDAQ за 2000 год упал на 35%) связано отнюдь не с переоцененностью активов и происками биржевых спекулянтов. Инве сторы весьма рационально проанализировали ситуацию на рын ке и увидели: период бурного роста индустрии персональных компьютеров и традиционного Интернета (в странах «золотого 1 9
миллиарда») закончился. Истинная причина кризиса столь же очевидна, как и в годы Великой депрессии, — это самый обыч ный кризис перепроизводства: операторы сотовой связи напе ребой предлагают мобильники с десятками функций, которые так никогда и не будут нами активированы, на платежеспособ ных телезрителей обрушиваются сотни телепрограмм, пере смотреть которые невозможно и за десять жизней, подобно пе реполненным товарами пустым магазинам, созданы тысячи пор талов электронной коммерции, которые мало кто посещает. Следует привести еще одну точку зрения на причины кри зиса. «В определении причин обвала цен на акции специалис ты оказались единодушны: рынок был искусственно перегрет. Цены не только перестали реально отражать изменения в ре альном бизнесе компаний, но и сильно преувеличивали перс пективы их развития» (www.cnews.ru/comments/2000/12/29/ full.shtml). ICT-индустрия вплотную подошла к завершению цикла интенсивного развития услуг связи и услуг доступа к инфор мации для обезличенной массы потребителей. Ей необходим переход в новую плоскость, где фундаментальными принци пами массового информационного обслуживания станут гло бальный масштаб деятельности, персональный подход к каж дому потребителю и совершенно бесценное реальное время. И. Зорин и А. Дедов пишут, что в настоящее время ГГ-рынок вступил в фазу стабильного посткризисного развития, ко торая имеет следующие тенденции: 1. В странах с развитой инфокоммуникационной инфра структурой идет ожесточенная битва за подключение следующей волны пользователей Интернета с помощью устройств, отличных от персонального компьютера. В смертельной схватке сцепились мировые гиганты — производители «железа», программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования, телекомму никационные операторы и владельцы сетей кабельного телеви дения. Десятки миллиардов долларов вкладываются в лицензии 3G, начинается развертывание опытных сетей. Сотни миллиар дов отпускаются на разработку персональных мобильных ком муникаторов и устройств доступа. Расширяются спутниковые группировки. Строятся циклопические центры обработки дан ных. Транснациональный бизнес инвестирует в будущие прибы ли. Но ресурсов уже начинает не хватать. Где взять их? Конечно,
в странах, только начинающих свой путь в информационное об щество. Пусть поддержат спрос на персональные компьютеры. Огромные заводы не должны простаивать. Персональные настольные системы, голосовая связь, тра диционные телекоммуникации — технологии вчерашнего дня, на которых самые продвинутые страны стремятся получить дополнительную прибыль для своих компаний, в массовом по рядке сбывая «старье» в остальной, не столь далеко ушедший по пути к информационному обществу мир. 2. Углубление специализации за счет окончательного и бесповоротного закрепления супермонополии тех корпораций, которые были лидерами своих секторов IT-рынка к 2001 году. Эта тенденция не оставляет шансов для развития даже имени тым «патиентам» — преследователям лидеров. «Ни одна из компаний-производителей обычных компьютеров и программ ного обеспечения к ним не добилась сколько-нибудь суще ственного успеха на ближайшем к производству ПК рынке СЕустройств» (Д. Дэвис, аналитик). Колоссальные потери корпо раций при их попытках проникнуть в чужие сектора 1Т-рынка п о д т в е р ж д а ю т эту т е н д е н ц и ю (в 5 млрд. дол. обошлись Microsoft попытки выхода на рынок iTV). 3. Возрастание значимости управления мнением потребите лей, которое стало предметом корпоративной политики ТНК — вполне осязаемым информационным капиталом; превратилось в товар и учитывается в структуре стоимости корпорации. И сколь мнение потребителей многолико, столь же разнообраз на организация бизнеса по его изучению. Этот процесс сопро вождается усложнением методов сбора и аналитической об работки данных, ускорением получения результатов. Если в начале 90-х Nielsen и другие корпорации TV-метрии выдавали данные о рейтинге телевизионных каналов один раз в месяц, то теперь (2002 г.) значительно более подробные отчеты выда ются ими на каждые сутки. Эти процессы могут закончиться образованием нескольких ТНК. Катализатором образования таких ТНК — именно они и должны называться операторами i-business — может стать новая технология полноресурсного интерактивного голосования, позво ляющая дойти до каждого конкретного потребителя, то есть уве личить уровень персонализации услуг до максимума, а также предельно ускорить работу до режима реального времени.
Еще одной современной тенденцией развития рынка ин формационных технологий является увеличение возможности для потребителей реализовать свои потребности в информаци онном обеспечении (исследование рынка; установление взаи мосвязи с поставщиками и конечными потребителями, с посред никами и контактными аудиториями; планирование производ ства и сбыта продукции; повышение квалификации кадров и т. д.) комплексно-технологическим методом. Он состоит в том, что мощная дистрибутивная информационная фирма по инди видуальному проекту для такого заказчика подбирает техничес кое обеспечение (вычислительную и другую офисную технику), стандартное программное обеспечение, разрабатывает индиви дуальное математическое обеспечение, устанавливает и нала живает работу всей технологической цепочки, реализующей информационную технологию, обучает персонал заказчика ра боте с этой технологией, обеспечивает ее модернизацию и сер висное обслуживание. Реализация всех элементов ИТ одним производителем решает такие сложные проблемы, как совмес тимость различных компонентов, например, технического уст ройства и программного обеспечения, повышение эффективно сти проекта за счет уменьшения накладных расходов на взаи модействие с разными и многочисленными поставщиками. На конец, реализация всего проекта одним поставщиком, по одной идеологии, создает условия для синергетического эффекта, воз никающего вследствие слаженной работы всех элементов сис темы. Эта тенденция возникла вследствие наращивания профес сионального уровня, финансовой мощности, конвергенции сфер деятельности российских коммерческих фирм, работаю щих в сфере информационных технологий. Наряду с позитивными тенденциями развития рынка ин формационных технологий в России следует отметить и ряд негативных признаков. Во-первых, очень большое количество руководителей предприятий и организаций, особенно на периферии, от ре шения которых зависит приобретение оборудования и других элементов информационных технологий у того или иного по ставщика, в силу своей некомпетентности в этой сфере прини мает решения, ориентируясь на сиюминутную выгоду, пресле дуя цели на поверхности лежащей экономии. Но чаще всего приобретенная на 30 — 50% дешевле техника не может выпол-
нять все необходимые функции, служит недолго и оказывается по своим эксплуатационным характеристикам, с учетом затрат на расходные материалы, сервисное обслуживание и т. д., хуже. Специфика современной офисной техники, возможности ее сборки из стандартных комплектующих даже у себя дома на столе породили большое количество фирм, стремящихся вый ти на этот высокоприбыльный рынок, не имея при этом доста точной квалификации, технической базы, практики работы и т. п. Профессионалы рынка ИТ доверяют только фирмам, за рекомендовавшим себя высоким качеством, которое обеспе чивается современной сборкой, отладкой, тестированием со бранного изделия, в том числе и термотестированием. К сожалению, приходится констатировать, что ценовые приоритеты при проведении конкурсов по закупкам являются главными и для весьма солидных организаций. Например, при составлении критериев отбора поставщиков научный потенци ал оценивают весовым показателем в 10%, богатый опыт рабо ты — также в 10%, а ценовые показатели — в 80%. Правда, необ ходимо отметить, что такие организации, как МПС, Минэконом развития и им подобные, составляя техническое задание для участия в конкурсе, уже на этапе первичного отбора выбирают предполагаемых поставщиков, у которых разброс цен обычно не превышает 20 — 30%. И окончательными, главными критери ями в выборе той или иной модификации товара являются цена, гарантийные и постгарантийные условия обслуживания . Во-вторых, серьезную угрозу российскому информацион ному рынку, в частности секторам музыкальной, развлекатель ной и компьютерной CD-, аудио- и видеопродукции создает их пиратское производство, по объемам которого Россия занима ет «почетное» второе место после Китая. В центральном реги оне 75% компакт-дисков (а на периферии все 90%!) выпуска ются с нарушением авторских прав. Заманчивость этого полу криминального бизнеса прозрачна — низкая себестоимость пиратской копии так как продавцы этой продукции не выпла чивают авторский гонорар (в России он должен быть не менее 8% от стоимрсти носителя), не платят налогов (примерно 40% от цены изделия). Прибыль одной пиратской точки в центре Москвы составляет 500 — 1000 долларов в день. Ради такой вы годы идут на все. По данным УБЭП (Управление по борьбе с экономическими преступлениями), в 2002 г. в стране работало 2 0 г
пять крупных фирм-пиратов со своими заводами, складами, системами распределения и т. п. Несовершенство российско го законодательства, слабость системы правосудия, отсутствие в стране уважения к интеллектуальному труду, к интеллекту альной собственности создают огромные сложности в борьбе с пиратским копированием интеллектуальной продукции. По оценке А. Сидорова, ведущего специалиста Ассоциации по борьбе с компьютерным пиратством, одной из причин разви тия пиратства являлись завышенные цены западных произво дителей, которые были неподъемны для российских потреби телей. Теперь некоторые компании начали выпускать русские версии по невысоким ценам, например, «Медиаэвил-2» за ру бежом стоит 600 р., а версия для России — 250 (пиратский ана лог — не более 100 р.), но сложно переломить сложившуюся ситуацию на российском рынке, оккупированном пиратами . Если в ближайшее время российское правительство не предпримет для разрешения этой ситуации решительных ша гов, мировое информационное сообщество объявит российс кому рынку бойкот. Кстати, это одно из требований, которое предъявляется России для ее вступления во Всемирное торго вое общество (ВТО). Вследствие того, что значительная часть рынка ИТ принад лежит рынку информации (см. область пересечения на рис. 8.3.), создаваемой и реализуемой с помощью и на базе ИТ, (напри мер, сектора научно-технической информации, управленческих данных и сообщений, значительная часть продукции секторов художественной культуры и частично остальных макросекто ров), необходимым является определение тенденций и мирово го рынка информационных услуг. Тенденции развития мирового рынка информационных услуг: 1. Рост числа информационных посредников (brokers), которые представляют информацию клиенту в доработанном виде, соответствующем запросам клиента. 2. Высокая степень специализации информационных фирм по сферам деятельности: наука, бизнес, промышлен ность, право и т. д. 3. Концентрация информационной индустрии на базе цен тров-генераторов баз данных и центров обработки баз данных, создание информационных супермаркетов, в которых не толь2 1
ко готовится информация, но и ведется торговля информаци ей, подготовленной вовне. В одном месте клиенту обеспечива ется самый полный комплекс услуг: доступ не только к доку ментальной, но и к фактографической информации в виде та ких услуг, как диалоговый поиск, режим избирательного рас пространения информации, обзорно-аналитические издания, первоисточники и т. д. 4. Рост требований стандартов обслуживания по мере объединения мелких и средних информационных фирм, что в свою очередь объясняется увеличением доли информацион ных услуг в вещной форме. 5. Привлекательность информационного бизнеса (расши рение спроса, высокая прибыльность, благоприятные перспек тивы) становится причиной перелива капитала из других об ластей хозяйства, в первую очередь связанных с информаци онным бизнесом. Перелив капитала осуществляется в поряд ке вертикальной интеграции, а иногда и диверсификации, то есть конвергенции рынка ИТ. 6. Наблюдаются и обратные процессы, когда промышлен ные фирмы, ранее владевшие информационными системами, продают их специализированным информационным фирмам. 7. Интернационализация концентрации капитала в инду стрии информации, и прежде всего со стороны западноевро пейских фирм на рынке США.
Рис. 8.3. Общая сфера рынков ИТ и информации
8. Сохранение мелких фирм при значительной концент рации информационной индустрии, чему способствуют совер шенные информационные технологии — высокоинтеллекту альные и относительно недорогие, в первую очередь вычисли тельная техника и глобальная сеть Интернет. Сохранение и расширение позиций этих фирм связано и с ростом спроса на информационные услуги, и с его дифференциацией, когда бо лее «расторопными» являются именно мелкие фирмы. 9. Расширение конкурентной борьбы в индустрии инфор мации в различных формах: крупные фирмы борются с мелки ми; объединения борются с монополиями и мелкими предпри нимателями; за клиента борются коммерческие, государственные и бесприбыльные информационные органы; ценовая конкурен ция дополняется неценовыми методами — дифференциацией услуг, их комбинированием, разнообразием ассортимента. 10. Частный капитал «оставляет» государству подготовку и развитие отдельных видов информационных услуг, не представ ляющих коммерческого интереса, но жизненно важных для прогресса производительных сил и социального обеспечения общества, в том числе и создание дорогостоящих баз данных, которые затем используются для коммерческого распростране ния информационными фирмами, но уже на платной основе. Наличие и вероятное сохранение в будущем значительной доли государства в информационном обеспечении объясняется как двойственным характером информации (с одной стороны, это товар, с другой — общественное достояние), так и различиями в целевых установках и стимулах информационного обслуживания (спрос и эффективность для частного сектора, требования раз вития экономики и общества — для государственного сектора), все еще существующей относительной убыточностью подготов ки информации и ее ввода в информационные системы и при быльностью ее распределения и распространения. 11. Формирование мирового рынка информационной инду стрии на базе однократного создания информационных масси вов, минимизации расходов на их обслуживание (пополнение, обновление, хранение и т. д.) и многоразового, максимально ши рокого их использования для информационного обслуживания. 12. Обострение соперничества за лидерство на мировом ин формационном рынке между США, странами ЕЭС и Японией.
13. Создание и укрепление наряду с интернационализа цией информационной индустрии соответствующих нацио нальных государственных органов и неправительственных объединений, обеспечивающих национальный информацион ный «суверенитет». 14. Современные информационные технологии создают возможность при высокой степени стандартизации процес сов поиска информации реализовать индивидуальный под ход к ее отбору с привлечением неоплаченного труда потре бителя, то есть реализуется принцип самообслуживания, по зволяющий повысить качественный уровень обслуживания (при условии, если пользователь является профессионалом в использовании современных информационных технологий).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» з дисципліни «Маркетинг: основи і маркетинг інформації»